1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Тебе же за это не платят», к сожалению, самая частая фраза, которую я слышу от своего окружения»: Евгения Ишкова о том, почему же многие не понимают истинной цели волонтерства

Дата: . Опубликовано в Тема

Многие из нас слышали о волонтерстве и его огромной пользе для общества, но лишь немногая часть молодежи занимается этой деятельностью на постоянной основе. О том, почему же так важно бескорыстно помогать в современном мире, рассказала студентка МГТУ им. Н. Э. Баумана, Евгения Ишкова, которая на протяжении 8 лет активно участвует в волонтерском движении.

От наскальных рисунков до волшебного фонаря: путь к «первому кадру»

Дата: . Опубликовано в Тема

В выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля оживает история зарождения кинематографа. Здесь, среди более ста диковинных приборов и оптических игрушек, один из кураторов и владельцев выставки «Первый кадр» проводит познавательную лекцию-экскурсию. Его живой рассказ переносит слушателей в эпоху до кинематографа, охватывающую около двух столетий изобретений и открытий. Лекция основана на непосредственном показе экспонатов: экскурсовод не просто перечисляет факты, а демонстрирует работу старинных устройств, делясь историями о том, с чего начинались первые кинокартины.

(Фото 1)

Мы погружаемся в полумрак залов, за сверкающими от света ламп стеклами расположились диковинные приборы. На входе нас встречает интерактивная зона для мастер классов, а также пескограф, за котором каждый желающий может испытать свои навыки рисования с помощью песка. По выставке гуляют люди, стоит небольшой гул из голосов, обсуждающих экспонаты, сопровождаемый тихими неторопливыми шагами. Стены зала темные, почти черные, на их фоне отчетливо виден каждый объект, яркие бирюзовые информационные карточки с портретами изобретателей выделяются, привлекая к себе внимание.

Экскурсовод начинает с вопроса: почему история кино в России зачастую начинается именно с братьев Люмьер? Всё, что было до них, как будто стирается из культурной памяти. Хотя на самом деле до Люмьеров существовало множество «первых кадров» – и именно им посвящена экспозиция.

(Фото 2)

Самые ранние примеры изображения движения, по словам лектора, происходят из глубокой древности. На стенах пещер находят изображения животных с множеством ног – возможно, это попытка передать бег. Есть и другой артефакт: пустяной лист, на двух сторонах которого изображено животное в разных фазах движения. Если протянуть через лист верёвочку и раскрутить его, можно увидеть простейшую анимацию. Никто точно не знает, для чего это было сделано, но эффект движения очевиден.

Рядом иллюстрация древней вазы с последовательными изображениями. Если бы в античные времена существовали средства воспроизведения таких кадров, можно было бы получить настоящий мультфильм. Но в реальности при вращении вазы картинка просто смазывалась.

(Фото 3)

Настоящей анимации ближе всего оказался теневой театр. Первый такой театр появился во II веке нашей эры в Китае и распространился по Азии. Например, на острове Ява существовал театр "пойенкуи", который можно было смотреть как теневой спектакль, так и как театр марионеток. В Европу теневой театр пришёл только в XVII веке. Сначала — в больших театрах, где его сопровождала музыка и актёрская озвучка. Позднее появились и домашние теневые театры: персонажи были подвижны, с двигающимися руками и ногами, а фигурки делались с цветными окошечками — как в китайской традиции.

Ещё одно популярное зрелище — "райок". Это длинная лента с изображениями — чаще всего пейзажей или городских видов — прокручивалась внутри объекта, часто изображавшегося в виде телеги или кареты, в который зрители заглядывали через окошечки. В Европе аналогичный аппарат назывался "косморама".

(Фото 4)

В другом зале представлены кукольные театры с несколькими слоями кулис — они создавали иллюзию глубины, как в настоящем театре. Эта идея легла в основу игрушек под названием "перспектива": изображения природы или архитектуры раскладывались на несколько планов, создавая эффект объёма.

(Фото 5)

Вторая половина XIX века принесла усложнение визуальных представлений. Появились ленты с наклеенными теневыми фигурами, которые можно было прокручивать — и зрители видели целую историю. Такие представления могли длиться несколько минут и сопровождались проекциями с помощью волшебного фонаря. Это уже была не просто тень на ткани, а настоящая проекция на экран.

(Фото 6)

Куратор подводит к изображению одного из первых проекторов. Афанасий Кирхер сделал его гравюру, но допустил ошибку: изобразил объектив внутри корпуса, хотя он должен быть снаружи — для фокусировки. Сам прибор Кирхер не собирал, только описал. Аппарат в реальности создал Христиан Гюйгенс — он и считается изобретателем проектора.

Интересно, что Гюйгенс сразу задумался о возможностях проекции: в его эскизах наблюдалась раскадровка, из этих наработок можно было бы создать небольшую анимацию. То есть уже в момент создания прибора он рассматривал его как средство изображения движения. Вскоре после Гюйгенса появились слайды, прокручиваемые небольшой ручкой, за счет чего создавалась смена кадров: мельница вращалась, мыши бегали, дети качались. В одном из слайдов — хромотропе — два стекла вращались одновременно, создавая калейдоскопические узоры.

(Фото 7)

Кульминацией этой проекционной традиции стал аппарат для проекции с эффектом растворяющихся видов. У него было три объектива, которые сводились в одну проекцию. Один объектив закрывался, другой открывался — так создавался эффект плавной смены изображения. Можно было показать молнию, закат, движение — всё это было предшественником кино без использования монтажа. Проекции с таким аппаратом действительно рассказывали целые истории.

Мы входим в следующий зал, всюду стоят интерактивные игрушки, позволяющие на примере рассмотреть, с чего начиналось кино. Люди собираются у забавных, на первый взгляд, изобретений, некоторые экспонаты разрешается трогать руками, вращать, рассматривать незатейливую картинку, которая начинает оживать, как только начинает движение.

У стены стоит игрушка, у которой на одной стороне картонки — одна картинка, а на другой — другая. При быстром вращении они сливаются и приобретают целостный вид. Это игрушка на основе тауматропа. Есть версия, что идея возникла у учёных, которые раскрутили монету и увидели одновременно обе её стороны. Позже Джон Айртон Пэрис описал и популяризировал эту игрушку, сделав первый официальный набор.

(Фото 8)

Следующим стал Жозеф Плато, один из отцов анимации. В 1832 году он создал фенакистископ — устройство для просмотра быстро движущихся картинок – первое устройство, демонстрирующее покадровую анимацию. Если быстро вращать диск с такими картинками, они "собираются" в движущееся изображение. Диск имел прорези и набор картинок по кругу. Через зеркало можно было видеть оживающую анимацию.
Параллельно Симон Фон Штампфер независимо изобрёл почти такую же игрушку — стробоскоп. Он не знал о работах Плато, но сделал аналогичное устройство с круглыми дырочками. В честь этой игрушки и возник термин "стробоскопический эффект".

Только в 1865 году появилась новая игрушка — зоотроп. Здесь лента располагается внутри барабана, а прорези — сверху. Можно было менять ленты и вставлять разные диски. Эта форма оказалась очень удобной и популярной.

Следующий ключевой персонаж — Эмиль Рейно, которого куратор называет буквально крёстным отцом анимации. Он придумал праксиноскоп — игрушку, в которой изображение видно напрямую, без щелей. Изначально он просто хотел упростить просмотр зоотропа для своего племянника.

(Фото 9)

Позднее он создал "праксиноскоп-театр" — здесь фон и персонажи разделены, и они объединяются в изображении. Это уже принцип современной анимации: многослойность. В наборе было 10 героев и 10 фонов — можно было показывать до 100 комбинаций.

(Фото 10)

Наконец, Рейно собрал настоящий оптический театр. На длинной ленте он рисовал последовательные кадры. Центральное колесо двигало ленту, система зеркал проецировала изображение на экран, а второй проектор добавлял фон. Зрители видели полноценный мультфильм с музыкой и комментариями Рено. Он мог варьировать показ: останавливать движение, менять порядок сцен, добавлять реплики.

Этот оптический театр существовал только в моменте — его нельзя было зафиксировать. Поэтому некоторые исследователи не считают его "настоящим кино". Но куратор выставки подчёркивает: по сути, это уже был фильм. К сожалению, уже в 1895 году, когда появились дешёвые кинопоказы братьев Люмьер, театр Рено стал никому не нужен. Он разорился, утопил свой аппарат в Сене и уничтожил почти все свои ленты. Только две из них удалось сохранить его сыну — сегодня они восстановлены и хранятся во Французской синематеке.

Мы переходим в следующий зал, в котором экспозиция посвящена рождению фотографии. Куратор объясняет: чтобы создать кино, необходимо было соединить три элемента — покадровую анимацию, проекцию и фиксацию изображения.

“С первыми двумя мы уже познакомились, теперь речь идёт о третьем — о фотографии.”

Первые шаги на этом пути сделали Нисефор Ньепс и Луи Дагер. Именно Ньепс предложил основные принципы фотосъёмки: как фиксировать изображение с камеры обскура. Дагер продолжил его дело после смерти соратника. Их метод заключался в использовании посеребрённых пластин, обработанных парами ртути. Такие пластины становились светочувствительными и могли запечатлеть изображение при помощи камеры.
Когда методы фиксации изображения стали известны, начались активные поиски идеального носителя. Фотография стремительно развивалась. Появилось и объёмное изображение — стерео. Уильям Уитстон предложил устройство, в котором два разных изображения (например, попугай и клетка) воспринимались глазами по отдельности и сливались в единый объёмный образ. Позже Дэвид Брюстер усовершенствовал эту технологию, объединив её с фотографией — так появился классический стереоскоп, почти не изменившийся за 170 лет. Принцип остался тот же: раздельное восприятие левым и правым глазом.

Кроме того, Брюстер изобрёл калейдоскоп — знакомую с детства трубку с зеркалами, в которой цветные узоры складываются в симметричные фигуры. На выставке можно взглянуть в калейдоскоп и убедиться в эффекте.

Следующий раздел посвящён экспериментам с фиксацией движения. Один из первых шагов сделал Этьен-Жуль Маре. Он снимал птиц и животных с помощью так называемого фоторужья — аппарата, в котором на вращающуюся пластинку наносились последовательные изображения объекта. Все изображения помещались на один кадр и создавали серию фаз движения.

(Фото 11)

Схожие опыты проводил английский фотограф Эдвард Мейбридж. Его заинтересовал спор: отрывает ли лошадь все четыре копыта от земли во время бега? Он выстроил серию фотоаппаратов, между которыми проходила лошадь, разрывая натянутые нитки. Таким образом создавалась последовательность фотографий. Позже нитки заменили таймером. Количество камер достигло 24 — что по тем временам было невероятной роскошью. Он также применял камеры с множеством объективов и оставил после себя огромный архив кадров, которые до сих пор используют аниматоры при изучении движений. На выставке воссоздан макет, изображающий, как именно выглядело изобретение.

(Фото 12)

В том же русле работал Этьен-Жюль Маре. Он также разработал съёмку на один кадр: на чёрном фоне последовательно фиксировались положения птицы. Позже он перешёл к съёмке с одним объективом, но в этом его опередил Луи Лепренс. Именно он считается автором первого в истории фильма, снятого на камеру с одним объективом — "Сцена в саду Раундхэй". Камера снимала на фотобумагу, свернутую в ленту. Этот формат предложила компания Kodak.

Параллельно изобретатели стремились создать устройства не только для съёмки, но и для демонстрации. Жорж Демени записал фразу "Я люблю Францию" для общества глухонемых, стараясь передать артикуляцию. Оттомар Аншютц разработал аппарат с вращающимся колесом, на которое наносились изображения. Они показывались через вспышки света — идея, которую позже применят в кино.

Важнейшую роль сыграл Томас Эдисон. Он уже был известен как изобретатель фонографа — устройства, которое записывало звук на катушку. Люди могли отправлять друг другу аудиосообщения по почте. Эдисон решил, что изображения можно записывать так же. Он создал цилиндрический аппарат, в который вставлялась катушка, покрытая светочувствительным слоем. Через объектив на неё наносились маленькие кадры по спирали. Эти кадры можно было просматривать. Его сотрудник Уильям Диксон разработал перфорированную плёнку шириной 35 мм — стандарт, который используется до сих пор. Они собрали множество идей у предшественников — например, отверстия по краям плёнки, как у Эмиля Рейно.
У Эдисона не получилось сделать полноценную проекцию, и его "кинетоскоп" работал как персональный просмотрщик: зритель заглядывал внутрь и видел короткий фильм. Проецировался он за счёт вспышек, тогда же создали первый звуковой фильм, синхронизировав кинетоскоп и фонограф.

(Фото 13)

И всё же, несмотря на массу новаций, именно братья Люмьер сделали кино массовым. Их отец, промышленник, принёс сыновьям аппарат Эдисона и предложил улучшить его. Они сделали устройство в чемодане, не требующее электричества, с ручным приводом. Оно позволяло не только снимать, но и монтировать и проецировать плёнку. Так появился "Синематограф" — компактный, надёжный и удобный. С него, в массовом сознании, и начинается история кино.

«Вот, например, эта игрушка, — говорит лектор, указывая на витрину, — появилась после изобретения кино. Поэтому её называли "теневым кино". Фазы движения нарезаются на полоски, и по мере того как экран проходит мимо них, возникает иллюзия движения. Каждую секунду высвечивается только один кадр».

Главной гордостью выставки стал — 3D-зоотроп, собранный вручную командой организаторов:

«Это наша самая трудоёмкая конструкция. Мы её сделали сами — кто-то занимался печатью, кто-то сборкой, художник расписывал фигурки, электрик подключал свет, а дизайнер собрал весь корпус. Мы несколько месяцев трудились над ним», – поделился куратор.

— «Это первый в России такой аппарат?»

«Возможно, да. Мы таких в России не встречали. Я сам видел подобное только в Японии и Европе, но не у нас. Поэтому нам особенно приятно, что он стоит именно здесь, в Казани».

— «А сколько всего экспонатов вы сделали сами?»

«Всё, что из фанеры — это моя личная коллекция», — признаётся куратор.

— «И вы впервые её показываете широкой публике?»

«Не совсем. Мы проводим выставки с 2013 года. Первая выставка прошла здесь же, в Манеже. Тогда мы привозили экспонаты из Московского музея анимации. С 2019 года мы стали показывать уже свою коллекцию. В Казани у нас было шесть выставок, также выезжали в Самару, Чебоксары, Астрахань — куда приглашали».

— «Все выставки по истории кино?»

«Да. Но с каждым разом она дополняется. Какие-то аппараты делались заново, какие-то усовершенствовались. Последний из них — 3D-зоотроп — заработал утром 29 мая, прямо к открытию этой выставки».

Так заканчивается экскурсия, оставляя у слушателей ощущение, что они прикоснулись не только к истории кинематографа, но и к живому увлечению тех, кто эту историю собирает и хранит.

Валерия ФЕДОРОВА

Фото автора

Блиц-опрос: «Какой самый ценный совет тебе давали?»

Дата: . Опубликовано в Тема

В современном мире мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда нам нужны мудрые советы. В рамках исследования был проведен блиц-опрос среди молодых людей для выявления наиболее ценных рекомендаций, полученных ими в жизни.

«Нэчжа побеждает Царя драконов»: легенда продолжается

Дата: . Опубликовано в Тема

Китайская анимация вышла на совершенно новый уровень, доказав, что способна конкурировать с признанными гигантами индустрии. «Нэчжа побеждает Царя драконов» – это не просто сиквел, а полноценное эпическое полотно, собравшее более двух миллиардов долларов при относительно скромном бюджете.

«PR по-масштабному»: как прошла лекция основателя и директора коммуникационного агентства «Площадь свободы» Алсу Хафизовой о продвижение суперсобытий

Дата: . Опубликовано в Тема

open space pr 1

В Казани 7–8 июня на ипподроме прошел летний OpenSpaceMarket, в рамках которого жители и гости города посетили увлекательные мастер-классы, профессиональные лектории, познакомились с творчеством российских дизайнеров и послушали музыкальные программы. Одна из лекций была посвящена теме построения PR-кампании для продвижения масштабных проектов. Расскажем, для чего нужны смыслы в стратегии, разберем кейс «Казанского марафона» и обсудим, что происходит на PR-рынке Татарстана сегодня.

Между мирами: лекция Владимира Рябова о славянской демонологии

Дата: . Опубликовано в Тема

8 июня в 19:00 на платформе Zoom состоялась лекция «Славянская демонология» из цикла о мифологических представлениях, которую провёл фольклорист и психотерапевт Владимир Рябов. Эксперт известен как автор ряда книг, посвящённых русским мифическим существам, и как создатель сообщества «Метла, дерево и печь» во «ВКонтакте», где он делится материалами по этнографии и фольклору.