Другая сторона Леонова
Мультимедийные выставки уже не считаются чем-то новым. Такие экспозиции есть во многих городах и, несмотря на то что они не сопоставимы с традиционными, такие выставки имеют ряд преимуществ: глубокое погружение в происходящие, сильная атмосфера и увлеченность процессом. Сегодня мне удалось посетить некогда передвижную круглогодичную мультимедийную экспозицию «Космический Микеланджело. Человек – космос».
Небольшой зал с белыми стенами и минимальным количеством мест для сидения. В полном одиночестве располагаешься на мягком стуле, гаснет свет, и начинается погружение в таинственный мир вселенной и искусства.
Пока приятный, будто даже космический, закадровый голос озвучивает мысли Алексея Архиповича Леонова об его отношении к космосу и искусству, о той невероятной связи с необъятным и возможностью запечатлеть увиденное, с трех стен неотвратимо надвигаются тьма и звезды, туманности и галактики. Вся эта бесконечность, движение и звучание создают невероятную атмосферу, проникающую прямо в сердце, захватывающую дух.
На фоне невероятных картин звезд раздаются слова из биографии автора о первом выходе в открытый космос: «я оттолкнулся от корабля на максимальную длину фала, завис, повернувшись к солнцу. На губах стало жарко – светофильтра там не было, и солнце казалось…беспощадным…». Каждое слово, деталь, ощущение и связь между ними и разыгравшимся воображением с тем, что говорит актер озвучки, создают чувство некоторой причастности. Все сказанное будто проходит сквозь душу, влияя на восприятие происходящего, вызывая мурашки.
В тексте очень тонко переплетается информация из биографии Леонова и научная о космосе, исторические факты. Слова настолько органично вписываются в текст, звучат так просто, что, казалось бы, эту сложную информацию может понять даже ребенок. Как само собой разумеющееся, просто и ясно, будто ты знал это всегда. А мультимедийность выставки великолепно дополняет происходящее: говорят о звездах – и вот ты в их самом эпицентре, о красных карликах – стены озаряются алым светом. Вокруг лишь слова и космос, видео и картины, невероятно точно дополняющие текст.
В центре зала – пустое пространство, на полу расстелены ковры. Можно спокойно передвигаться по помещению, приближаясь к транслируемой картинке или отдаляясь от «оживших» стен. А самое прекрасное – встать или сесть в центре. Это положение сразу дает некое новое ощущение – ты будто сам попадаешь в историю. А все, происходящее вокруг, словно стирает стены и расширяет пространство, перенося тебя в невероятный мир космоса.
В такой атмосфере звезды светят ярче, а черные дыры выглядят угрожающе – напряженная музыка, другой тон актера, крупное, зловещее изображение. В этот момент и правда соглашаешься с тем, что говорит «голос»: «Вот уж перед чем можно действительно благоговеть». Рассказы из личных переживаний, научной литературы и психологических размышлений, сменяющихся надвигающимся космосом, не только вызывают мурашки, но и заставляют задуматься о нашем месте во вселенной. Все связано одним – космосом, мы – его часть, а наша планета и все живое – кусочек вселенной. Эти слова словно перетекают на стены в виде изображений космоса, кадров из фильма «Время первых» и работ самого Алексея Архиповича. «Не стоит смотреть на звезды, как на яркие пятна на небе», все берется из воспоминаний, «во всем мы обязаны свету».
И вот наступает момент, когда от изучения космоса мы переходим не к такому глобальному, но не менее важному – искусству. И тут, конечно, нельзя не сказать о вдохновении, которое дает вселенная – это великое, глобальное и непостижимое. Леонов, или как он себя назвал «космический Микеланджело», обладал невероятной возможностью от первого лица показать людям космос. Благодаря этому сейчас на стенах появляется истинное изображение необъятных просторов вселенной, планет и спутников. Как сказала искусствовед Сулагаева Александра: «Он является первым человеком, который увидел, как человек, и, как художник, зафиксировал космическое пространство. У Леонова это то, через что мы можем узнать, какой же он там. Не через картинку, придуманную режиссёром кинематографа или мультипликатора, а … непосредственно, как человек её видит, то есть …, можно сказать, своим взглядом». Однако, знаменитый космонавт рисовал не только просторы вселенной, ракеты и спутники, в первую очередь его интересовали пейзажи. И вот комната наполняется «изумрудной зеленью», со всех сторон на тебя смотрят луга и деревни, отчий дом автора. Картины тесно связаны с прошлым – часто изображена малая родина, Листвянка, и пейзажи Кузбасса. Кроме того, он писал деревни и города, много значили для художника и морские пейзажи – «Для него море – тот же космос, только на земле».
Люди, приходящие сюда, пишут восторженные отзывы: «Все воспринимают Леонова как … первого человека, вышедшего в открытый космос. Но когда они узнают, что он ещё и художник, который … изображает нашу природу и природу стран, где он побывал в своих командировках, и, конечно же, космос» восхищаются еще больше. И сама Александра призналась, что была под впечатлением: «Мне, и как зрителю … это было интересно, потому что это не только биография, это и история Кузбасса, история России. И как искусствоведу мне было интересно посмотреть, как работает художник, который является космонавтом, потому что это совершенно иное мировоззрение. Он уходил где-то в реализм, где-то у него были фантастические миры, ... например, … поверхность Марса. У Леонова был большой интерес того, как бы человек мог покорить ту или иную планету, потому что у любого космонавта есть несбыточная мечта узнать, какие же другие планеты на поверхности, в отличие от луны или земли».
Но увы, представление подходит к концу. Стены снова озаряются светом ламп, и бескрайние просторы космоса сменяются белой штукатуркой. Экспозиция заканчивается патриотическими высказываниями о космонавтике, дающими надежу и веру в наше «безграничное будущее». Все эти слова словно будят тебя, западают в душу и, действительно, задают некий настрой на светлое будущее.
Наталья ПАНИБРАТОВА
Фото автора