Плёнка VS Цифра: почему фотографы возвращаются к плёночным камерам?
В погоне за классными кадрами фотографы тратят уйму денег, сил и времени на поиски оборудования и на то, чтобы привыкнуть к нему. Актуальными критериями выбора техники всегда остаются качество цвето- и светопередачи, оптика, конечно же, и множество других.
Бесчисленное количество объективов сочетают в себе разные характеристики в зависимости от назначения – к примеру для создания портретов, пейзажей. Но на сегодняшний день многие фотографы откладывают свои дорогостоящие камеры и берутся за старые плёночные фотоаппараты эпохи СССР. «Зенит», «Друг» и «Зоркий» снова в деле.
В Казани такая тенденция ещё только набирает обороты, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге плёночные фотоаппараты уже не экзотика. Чем же обусловлен такой рост интереса к «ретро»?
На форумах фото-любителей плёночную фотографию во всю рекомендуют для тех, кто хочет изучить фотографию с самых азов. Это поможет прочувствовать фото-мастерство в динамике. Пионеры фотографии отмечают, что даже самый недорогой плёночный фотоаппарат способен дать очень интересную картинку. Благо плёночник в рабочем состоянии можно легко добыть: на вторичном рынке и на барахолках они обойдутся недорого. Достать саму плёнку тоже не составит труда. В большинстве фото-салонов она всегда есть в наличии, а в случае особых предпочтений можно обратиться к интернет-магазинам. Самое главное - проверять срок годности плёнки.
Несмотря на то, что преимуществ у плёнки перед цифровой камерой осталось не так уж и много, но всё же она находит свои поклонников. Главным практическим достоинством плёночных камер является то, что они не требуют зарядки. Так что это удобный вариант для путешествий и походов, где розетку найти не получится. Говоря о качестве изображения, стоит упомянуть и форматы плёночных фотографий. У среднеформатной плёночной фотографии и фотографии большого формата площадь кадра больше, чем у цифрового полного кадра. Средний формат производится благодаря плёнке, в то время как большой формат подразумевает использование слайдов. Большой формат является редкостью, так как это абсолютно не воспроизводимый формат на компьютере. На таком большом «отпечатке», как большой и средний формат, оптика работает совсем по-другому: это другая передача пространства и перспективы. В таком случае, построение кадра будет работать уже по другим законам. При грамотном обращении с плёночной камерой можно получить более объёмное и детальное изображение с большой градацией оттенков. К примеру, снимок в чёрно-белом варианте представит гораздо более широкую палитру серых оттенков.
Говоря об оптике, интересно то, что некоторые объективы плёночной эпохи могут подойти к современным цифровым камерам, и при этом работать. И современные фотографы снимают на них и проводят целые фотосессии. Главное знать, как обращаться. За время существования среднего и большого формата было произведено множество объективов, общей чертой которых является наличие небольшого количества оптических элементов. Для сравнения: в современных камерах высокое разрешение матриц требует новых стандартов от объективов, и для того, чтобы обеспечить резкую и детальную передачу изображения, в объектив добавляются оптические элементы. В погоне за высокой детализацией теряются такие характеристики, как микроконтраст, художественное боке и так далее. Объективы же плёночной эпохи способны обеспечить это и даже больше. Тем более, что такие объективы стоят гораздо меньше и их нетрудно найти в продаже.
Но не всё так радужно. Казалось бы, проще всего снова снимать на плёночные камеры, однако это не так. Не стоит забывать о недостатках плёнки. Плёночные фотоаппараты – это предметы другого времени и созданы они с учетом особенностей другой фото-эпохи. В управлении плёночная камера может быть сложнее, чем современный цифровой фотоаппарат. Потребуется время, чтобы разобраться. Плёнку нужно вытаскивать только в тёмном помещении, иначе всё пропало. Сразу посмотреть отснятое не получится, только после проявки. И если сегодня плёнку проявляют специальные автоматизированные машины, то раньше это был долгий, трудоёмкий и даже опасный процесс работы с химическими реагентами в темном помещении.
Тем не менее, не смотря на все сложности, народ стремится к плёночной фотографии и достаёт из коробок фотоаппараты своих дедушек. Однако отказа от цифровых камер и возвращения к плёнке ждать не стоит. Но всё же, плёночная камера советского времени, спустя годы, оправдывает своё качество и находит энтузиастов среди современных фотографов.
Валерия Нефёдова
фото автора