1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Секреты галереи современного искусства «Окно»

Дата: . Опубликовано в Визуальный салон

Приходя в галерею, мы сосредотачиваемся на произведениях, рассуждаем об их смысле, но не думаем о том, как и почему картины оказывают тот или иной эффект.

Почему картины располагаются так, а не иначе? Какие есть приёмы постановки? На эти вопросы постаралась ответить Светлана Кузнецова – куратор-администратор художественной галереи современного искусства «Окно». Светлана сама является свободным художником и работает в сфере искусства уже более 15-ти лет.

Расскажите, пожалуйста, есть ли какой-то принцип, как выбираются произведения для галереи?

В нашей галерее все экспозиции тематические. Соответственно теме посылаются приглашения для участия: озвучивается тема, иногда даются рекомендации и задания. Даются по причине того, что сложились хорошие отношения еще очень давно, когда это были только онлайн-продажи. То есть наших татарстанских художников мы знаем очень хорошо. Поэтому они как-то помогают нам, часто пишут новые картины на наши тематические выставки, за что мы им очень благодарны.

j5I0qQjQlhgxBzJWCx9SL4 nHe0 6PwlY

Каким образом находятся новые художники?

Если какие-либо художники пытаются «проникнуть» в нашу галерею, предлагают свои картины, то мы даём им свой электронный адрес и как-то отсортировываем работы. Конечно, мы стараемся по возможности искать новых художников, потому что это свежая струя, что-то новое. Важно, чтобы это было и на высоком уровне, и с некоей провокацией. Вообще, в любом художнике, молодом или уже с неким «багажом» художественных наработок и даже стилей, важна индивидуальность, и в то же время профессионализм. Необязательно это должны быть смысловые картины, мы очень любим абстракции, ведь мы галерея современного искусства. Стиль сейчас интересен своей самобытностью. Для художника важна эта самобытность и узнаваемость, и тогда у него всё получается, и нам легче работать. Вообще очень приятно работать с материалом тех художников, которые самодостаточны, и так получается, что в своём большинстве это очень скромные люди. Так же, к примеру, сейчас у нас планируется выставка молодых художников, и я кинула «клич» всем нашим: есть ли талантливые молодые авторы? Мы ищем новые таланты, это всегда прогресс и всегда нам будет это интересно.

А молодые художники проигрывают в профессионализме более зрелым авторам?

Ну, талантливая молодёжь у нас есть. Просто надо знать, в какие двери стучаться. И говоря именно о Казани: 4 года «завёлся» филиал Суриковского художественного училища. То есть у нас в Казани можно было получить высшее художественное образования. Суриковка – это же имя, это такое богатство, некий статус. Но заведение упразднили, к большому сожалению… В любом случае, профессионализм нарабатывается, надо писать. Если ты настоящий художник, называешь себя профессионалом, получил образование, то ты должен работать каждый день, должен отработать свои замыслы, выполнить план. Художник должен писать постоянно, и это не просто красивые слова. Таким образом, нарабатывается тот самый профессионализм и появляются новые идеи, то есть в процессе творчества у тебя развивается мышление, появляются новые темы. Ну и опять же, одно дело, когда тебя учат в училище и другое, когда у тебя по жизни есть наставник. Он будет подталкивать тебя, подпитывать идеями. Художника надо хвалить, умело ругать, и этот баланс нужен любому творческому человеку.

Вы упомянули о тематических выставках. Интересно узнать, как подбирается тема для экспозиции?

Выбор темы – это приоритет куратора. Ну и в нашем случае не будем забывать, что галерея находится в казанской ратуше, в центре города. И поэтому мы, конечно, завязаны на общих темах города. Так, например, летом проходила выставка «Занимательная история города Казани». Она проходила в общегородском масштабе, в том числе и в нашей галерее.  Каждая выставка официально открывается, приглашаются гости, художники. Происходит небольшой праздник: художники видят свои картины, общаются, знакомятся. Какие либо оригинальные, интересные темы, по большому счету, уже разобраны. Сезонные темы – почему бы не воспользоваться ими? Да, часто темы подвязываются под актуальность событий. Так же возникают персональные выставки, которые, в основном, "коллективные". Чаще всего это 2-3 художника.

А есть ли какие либо принципы, по которым располагаются экспонаты?

Это называется развеска. Часто,  посещая музеи и художественные галереи, мы восхищаемся картинами и совершенно не обращаем внимание на их принцип развески. Бывает, решишь попробовать повесить дома картины и только тогда понимаешь, насколько это, всё таки, трудная задача. Конечно, существуют законы развески, освещения, подачи художественного произведения. Дома, в галерее, в офисе, в каком-то арт-пространстве – везде. В любой галерее перед развеской картину или группу картин выставляют к стене, на которой их предполагается разместить. Это помогает лучше представить, как они буду смотреться и уже на этом этапе при необходимости, поменять их местами, что мы и делаем иногда на протяжении целого дня. Конечно, стоит учитывать размер картин. Например, работы 70 и более см по большей стороне с рамой будут лучше смотреться в помещении с высоким потолком. Вертикальные полотна будут зрительно делать пространство выше, а горизонтальные будут его расширять. Квадратные картины будут смотреться совершенно нейтрально в любом помещении, но здесь так же играет роль размер. Картины одного размера можно расположить симметрично. Группировка картин по развеске – довольно распространенный прием. В группу рекомендуется помещать картины близкие по стилю. Так же можно образовать группу, расположив маленькие картины вокруг одной большой. Так или иначе, суть всех приёмов состоит в том, чтобы произвести на зрителя максимальное впечатление.

Какие есть нюансы в освещении?

Подсветка очень важна. В идеале предполагается освещение для каждой картины, чтобы исключить тени, блики. Используются низковольтные галогеновые лампы. Они излучают поток белого или чуть желтоватого теплого цвета, которые не искажают естественные краски и что самое главное – не повреждает красочный слой самой картины. Если нет такой возможности, то нужно позаботиться об освещении комнаты в целом.

Как можно выделить тот или иной экспонат в галерее?

Чтобы выделить что-либо в галерее, есть такое понятие – «музей одной картины»: вешаешь одну картину, отражаешь её при помощи системы зеркал. И таким образом произведение обыгрывается. В Казани тоже были такие эксперименты. Но в нашей галерее есть картины, которые продаются, в том числе. Поэтому мы пытаемся разместить максимальное количество картин не в ущерб развеске. Оптимально, чтобы картина играла, она должна занимать центральное место в зале. Или это должна быть некая инсталляция. Конечно, концентрация света. А иногда срабатывает и обратный приём, когда самое-самое висит чуть ли не в уголке. Группу картин можно привязать к обстановке, к какой-то мебели. Если на стене размещаются произведения разного художественного уровня, то более «слабые» работы будут смотреться достойнее рядом с шедеврами.

Валерия Нефёдова
фото: галерея «Окно»