Красками по белому листу — «сказочное воспитание» детей
Белокаменный замок на Суконной слободе — одно из чудеснейших творений в городе и одно из самых значимых в мире. Татарский Государственный театр кукол «Экият» - место, где дети приобщаются к искусству. Тем не менее, географическое расположение и само здание играют далеко не главную роль в истории становления театра.
Театр кукол — целая ветвь в истории становления детского искусства, берет свое начало с представлений «для взрослых».
Понч, Пульчинелло, Полишинель — по простому - Петрушка. Вот с кого началась история театра кукол. На площадях, на ярмарках он высмеивал людские пороки, общался со зрителем как с партнером. Он был другом тысяч людей до тех пор, пока не превратился в фольклор. Спасибо ему за то, что стал «отправной точкой».
Кукольники говорят: «Театру кукол подвластно все». С этим даже не хочется спорить. Стоит только узнать у профессионалов, где находится главное их пристанище. Вот оно: Франция, Шарлевиль Мезьер — Мекка кукольников, и расположенная рядом гора Олимп словно страж, не позволяющий уменьшить значимость этого мира.
И если история театра кукол в мире начиналась с Петрушки, то казанский театр - с Сергея Макаровича Мерзлякова.
Первое пристанище
Когда-то давным-давно, в 1731 году, вдовой купца Михляева был построен Храм Сошествия Святого Духа. В 1832 годах он был перестроен и расширен: в Харлампиевском приделе пробиты новые окна и сделаны росписи. Изменения продолжились спустя 5 лет: здание реконструировали, удлинили. И в начале 90-ых годов с западной стороны пристроили каменную церковь.
Пережив богатую историю, сохранив в своих стенах голос молодого Федора Шаляпина, который начинал свою профессиональную деятельность с церковного хора, спустя почти 100 лет с первого видоизменения — церковь была вынуждена закрыть двери прихожанам, но открыть их кукольникам.
В 1932 году группа активных инициативных ребят устроила театральный кружок во главе с С.М Мерзляковым. И Первый государственный интернациональный театр кукол начал свою историю в декабре 1934 года. Под его руководством собралась первая трупа из талантливейших людей из Дома Пионеров.
До начала новой истории, которая началась в 90-ые с новым директором Розой Яппаровой, театр пережил не один этап. 45 лет борьбы, поисков, проб и ошибок помогли театру набраться необходимого опыта, чтобы продолжать борьбу за зрителя на любом уровне.
Яппарова Роза Саинтуровна пришла в театр в 1979 году и благодаря непробиваемому характеру, умению ориентироваться в производственных вопросах в 1993 году стала директором. Выбрал ее сам коллектив. Перед вами разговор с женщиной, которая вывела казанский театр на международный уровень, сохранив трепетное отношение к работе.
Как речь директора подарила театру дворец
-Стою и думаю, как помягче сказать Минтимиру Шариповичу, что три года назад он обещал построить здание, три года прошло — ничего нет. Я понимаю, что обещанного три года ждут, но все, срок истек, а овес и ныне там. Сначала говорили, что отдадут нам место, где находится Цирк, потом ГУМ, Пирамида. Обещали ответить в течении 10 дней и вот прошло 3 года! От волнения я чуть не плача сказала, что так нельзя относится к детскому театру, если мы вообще думаем о будущем поколении.
На следующий день, 28 декабря, Минтемир Шарипович всех созвал, и 3 октября 2008 года мы заложили первый камень. Потом оказалось, что землю, которая должна была быть нашей — распродали больше чем на половину. И вот только когда Ильсур Раисович Метшин стал мэром, он вызвал меня к себе, и мы с ним полтора часа выбирали землю. Мне предлагали все дворцы, но я настояла на том, чтобы у нас было свое собственное, приспособленное под театр кукол помещение. Если репертуар — кровь театра, то сцена — это сердце.
Юрий Благов не зря сказал : «Кровью и нервами заработали это здание».
Почему из 40 спектаклей — 10 на татарском
-Оттого, что дети плохо знают язык. Актеры открыто говорят, что хотят, чтобы у детей были наушники, иначе они не понимают и отвлекаются. Ведь на русских спектаклях они смотрят затая дыхание. Я против наушников. Татарская группа для того и существует, чтобы дети слушали татарскую речь. С наушниками это ничем не будет отличатся от русского спектакля. Мы единственный театр в мире работаем на татарском и таким и будем оставаться.
Часто слышу жалобы, мол, хотим сходить на татарский, а ставят одни русские. Во-первых, татарские спектакли как ставились, так и будут ставится, меньше их не становится. Но если больше ходят на русские — естественно больше играем на русском. Проблема только в том, что дети не знаю язык настолько, чтобы смотреть татарские спектакли.
1 спектакль заменяет 60 уроков
-Впервые ребенок знакомится с театром именно с кукол. Он — белый лист бумаги. Именно мы начинаем заполнять этот лист. Мы готовим будущих зрителей в другие театры. Мы прививаем любовь к профессиональному искусству. Впервые слышат литературное слово, музыку, работу художника видит ребенок у нас. Мы работаем с талантливейшими драматургами, чтобы дети слышали и видели качественную работу.
Даже для двухлетнего в спектакле должна быть идея, тема, какими средствами достигается поставленная цель. Задача детского театра — развлекая воспитывать, это еще Д.М Брянцев сказал и это совершенная правда.
Дети ведь все понимают, в спектакле «Гусенок» они плачут, слезки как горошинки — они ведь верят всему, что происходит на сцене.
И дольше века длится день
-Сцене театра кукол подвластны любые произведения. Режиссер Валерий Вальховский, по-моему, после Образцова он самый великий режиссер. Его постановка «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» Бетхорльда Брехта — настолько умный спектакль, задействовано столько кукол. У нас вот поэт-лирик Зульфат ставил спектакль по повести Чингиза Айтманова «И дольше века длится день...».
Именно с него и началось время перемен в театре. В основе лежит легенда о манкурте Жоламане и птице Доненбай. Птица была его матерью, пока он ее не застрелил. И ему совершенно не было жаль ее, ведь он — манкурт, послушный «пес» своего хозяина. В спектакле говорится о человеческой памяти, о верности матери, роду, корням, о вере, которая не должна гаснуть несмотря ни на что. Каждый новый спектакль в театре является отражением эпохи, становится девизом времени.
-После спектакля мне сказали: «Сегодня куклы заставили нас плакать». Сейчас снова ставим спектакль для взрослых. «Ханума» называется, сюжет комедийный, легкий. Премьера будет в марте.
Самозванцам верить нельзя
-Недавно появилась ужасная мода: приходить в школы, детские сады со спортивной сумкой с дешевой куклой, представляться театром кукол «Экият» и за ту же цену, что и у нас показывать невесть какие представления. Таких нельзя пускать. Что они могут показать? Мы понимаем, что многим родителям неудобно приезжать, покупать билет, но для этого и есть школьные дни. Билет стоит на 100 рублей меньше, у нас комфортные автобусы — все, что угодно, только бы вы приходили к нам. А все, кто приходят под нашим именем, понятно почему: на Базаре тоже, что хорошо продается, то и кричат.
Ведь только во Франции и в России есть репертуарные кукольные театры. Для государства это большая ноша — содержать кукольный театр. Во многих странах — это хобби, а у нас — реальность. На самом деле можно и заниматься всю жизнь куклами и еще и деньги за это получать.
Разговор о театре был бы невозможен без людей, которые пишут его историю изо дня в день. Казалось бы, откуда в кукольном театре может быть полная труппа, состоящая исключительно из отборных, талантливых людей, известные драматурги и уникальные композиторы, тем не менее в нашем театре проблем с составом нет.
Разве что молодой плеяде художников еще тяжело тягаться с Валентиной и Александром Губскими, чье присутствие в театре будет незримо ощущаться всегда.
Обычная для театров практика приглашать режиссеров, художников, драматургов со стороны присуща и казанскому. Роза Яппарова приглашает в театр прекрасных драматургов - Зульфата, Равиля Бухараева, Бориса Вайнера, Равиля Хариса.
Однако нельзя не отметить, у нас есть два постоянных режиссера, что является редкостью для кукольных театров. Это Людмила Дьяченко и Ильдус Зиннуров. Оба — бывшие актеры-кукольники и сейчас передают опыт новому поколению, преподавая в Казанском государственном университете культуры и искусств, и многие выпускники после тоже оказываются в замечательном театральном коллективе.
Вслед за другими, в театр были вовлечены и композиторы, которые наполняют спектакли необходимой атмосферой. Это Масгуд Шамсутдинова, Луиза Батыр-Булгари, Фуат и Руслан Абубакирова, Леонид Любовский, Резеда Ахиярова и многие другие.
В репертуаре театра 40 спектаклей разных по жанру, стилю и художественному решению. Воплощают идеи художников и режиссеров молодые, красивые, талантливые актеры, по-настоящему любящие свое дело. Это Сания Каюмова, Айвар Гимаев, Александр Карпеев, Алсу Хайсарова, Владимир Фечин, Гузель Гаязетдинова и еще 24 звезды, освещающие сцену.
32 прекрасных актера, 520 спектаклей и 72 тысячи зрителей в год — это все театр кукол «Экият». Если в течении 80 лет он не прекращал свое развитие и продолжал радовать, в первую очередь, маленького зрителя; если в трудные дни не опускались руки, а если и опускались, то тут же снова находили опору; если при работе, в которой выслугу лет получаешь в 45 (ведь куклы достигают веса в 6-7 кг и руки с годами начинают ужасно болеть) - желающих попасть в труппу не становится меньше, значит, театр кукол движется в верном направлении.
Текст и фото Елена Догадина