1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Несуществующее на бумаге не существует нигде

Дата: . Опубликовано в Тема

Центр Казани — это место, где можно встретить совершенно разных людей, которых будет объединять одно — маленькая тайна, бережно хранящаяся внутри, возможно, одна на двоих или на целую группу людей, заслуживающих доверия. Вот и этот обычный, казалось бы, прохожий, на секунду позволяет себе снять маску с лица и улыбнуться, проходя мимо Кольца. Чему может радоваться с виду «офисный клерк», с важным и деловым видом двигающийся прямо к зданию правительства... Однако внимательный обязательно проследит за его взглядом и заметит, что человек в черном, строгом костюме частенько поглядывает на мелкие элементы домов вокруг, ухмыляется и идет дальше...

Братская цепь

«Изначально само учреждение масонства покоится на основании Вольных Искусств и Наук, в особенности же — пятой, иначе говоря, Геометрии. Ибо Искусство и Таинство Каменщичества было впервые введено в обиход при строительстве Вавилонской башни, а оттуда передалось оно Евклиду, достойному и превосходному Математику из земли Египетской, он же передал их Хираму, Мастеру Каменщику, задействованному в строительстве Храма Соломона в Иерусалиме».

В России первое ложе каменщиков появилось лишь в 1730 году. Пушкин, Карамзин, Сумароков, Тургенев, Кутузов, Грибоедов, Суворов, Радищев, Жуковский — не мало известных фамилий можно отнести к братству каменщиков. Хотя относительно Европы — у нас в стране масонство никогда не было так же популярно.

Поэтому не удивительно, что и в Казани масонство появилось, скорее, как дань моде, благодаря выдающимся личностям и их интересу к просвещению.

Иван Перфильевич Елагин ярый масон, вступил в орден в молодые годы, добавлял, что был движим исключительно тщеславием и любопытством. «При том и мнимое равенство, честолюбие и гордости человека ласкающие, более и более в сим собрании меня привлекало, да и хотя на самое краткое время буду равным власти, иногда и судьбою нашею управляющей. Содействовала тому и лестная надежда, не могу ли через братство достать в вельможах покровителей и друзей могущих способствовать счастью моему».

В 1759 году Елагин был сослан в Казанскую губернию, однако, судя по письмам Екатерине Алексеевне и Понятовскому, он не выдал на допросах никаких подтверждений участия будущей императрицы в государственной измене. Поэтому как только Екатерина взошла на престол он был возвращен из ссылки, но связей с Казанью не прерывал.

В 1772 году Иван Елагин получает степень Мастера, то есть достигает 7 ступени, и начинает объединять и создавать масонские ложи в России. Известно, что казанское ложе «Восходящего солнца», основанное в 1776 году Александром Лихачевым, переходит под руководство Елагину.

Масоны в Казани — это общественная «элита», включающая в себя лицеистов, профессоров, поэтов. Литературные, а скорее даже исторические кружки — ничто иное, как масонские встречи. Уровень влиятельности и образованности казанских каменщиков трудно поставить под сомнение, а благодаря их вынужденности писать расписки после 1822 года, что они не входят в ложи, у нас есть список если не точных участников, то подозреваемых. К.Ф Фукс, Елагины, Корсаковы, Н.И Лобачевский, П.С Кондырев, Ф.И Эрдман.

Этот первый, бурный, яркий расцвет масонства в Казани длился почти 50 лет, однако найти архитектурных тому подтверждений практически невозможно.

Разве что дом, в котором жил фанатичный и меланхоличный масон Каменев еще содержит элементы бурного прошлого его хозяина. Также журналист, доцент КФУ Дмитрий Туманов писал о доме Болдыревой на Кремлевской.

«Прут, обвитый двумя змеями и увенчанный двумя крылышками, как символ морального равновесия и доброго поведения, масоны позаимствовали у древних римлян. Кадукей мог истолковываться и как четыре стихии - прут как земля, крылья как воздух, змеи как огонь и вода. Масоны стали одной из своих целей обнаружить принцип жизни, скрытый в сердце материи, являющемся духом четырех стихий. А мог быть понят как духовное и телесное здоровье, гармонично уживающееся в мире, что, в общем-то, и является этим скрытым принципом жизни. Многозначность толкования была симпатична масонам лаконичностью символа».

Однако помимо домов самих масонов доказать, что какие-то символы намекают на присутствие ордена — сложно.

После 1822 года все оставшиеся вещественные доказательства причастия к масонскому сообществу были уничтожены или самими каменщиками или их родственниками. Вплоть до 1905 года масонство было под запретом.

В труде, «разоблачении» Самуэля Причарда «Масонство в разрезе», написанном еще в 1730 году подробно объясняется еще одна тайна ордена, а точнее — необходимость и стремление самоутверждаться архитектурно: отсутствие подлинных бумажных подтверждений, историй о масонстве изнутри, об обрядах и таинствах. Язык — это ключ, который хранится в ларце — в зубах, а оно в свою очередь подвешено на вервии — на нёбе. Масонам все приходилось заучивать наизусть, дабы сохранять ореол тайны, а одна из немногих возможностей напомнить о себе  - архитектура. Поэтому дату 1905 поспешили увековечить и таким образом отпраздновать возвращение.

«Дом сестры известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова на нынешней улице Карла Маркса был построен еще в первой половине девятнадцатого века, в 1848 году к нему были сооружены боковые пристрои, а в 1905 году фасад был модернизирован. Тогда в лепнине появились стилизованные розы, лилии, шары, окружности, дуги, парные столбы… Стилизованные лилии появились и в металлических оградках на крыше дома. А на фронтоне - год возрождения масонства в России», писал Дмитрий Туманов.

Невольно возникает вопрос: за 110 лет с развязанными руками масоны в Казани оставили знаки на 6-7 зданиях? Не слишком ли малое количество, учитывая, что каждое можно поставить под сомнение.

Архитектор-реставратор инвестиционной группы компаний ASG Степан Новиков считает, что казанские архитекторы просто не задумываются о значении символом при разработке проекта. «Если государство выступает заказчиком, то пожелания чаще всего — это задействовать национальные символы, поэтому если какой-то из них значит что-то иное в масонстве, то архитектор об этом либо не знал, либо не посчитал важным».

Архитектор Санкт-Петербургской компании, закончивший университет КГАСУ в Казани Алексей Кузнецов выразил схожее мнение. «Если говорить честно, при современном подходе к архитектуре на зданиях может появится все, что угодно. И авторы при этом не будут сильно вдаваться, что тот или иной символ значит - главное красиво. Например, во Дворце земледельцев нарушены все правила компонования классических форм, но выглядит эффектно, людям нравится».

Одним из важнейших символов в масонстве является треугольник, пирамида — как дань уважения основной науке — Геометрии. Периодичность появление данной фигуры на улицах города впечатляет. КРК Пирамида, маленькие пирамидки перед ТРК Корстон, пирамидка над торговым комплексом «Савиново» на Ямашева — от окраин к центру прямиком дорожка из пирамид. Геометрией и треугольниками наполнен и Дворец Водных видов спорта — заметный элемент в преддверии предстоящих событий. Гностический глаз Люцифера — мировое правительство ведомое узкой элитой мудрых, так решили расшифровывать этот знак «Баварские Иллюминаты» с 1776 года.

Несомненно, это может навести на романтичные мысли о постоянном присутствии Старшего Брата, но не стоит забывать многозначность каждого существующего символа: в национальной культуре это — земля. Архитекторы тоже не считают появление треугольников  обязательным намеком на масонов. Степан Новиков объяснил, что треугольники перед Корстоном — это стилизованный выход из парковки, вместо треугольников могла оказаться любая другая фигура. Форму же у развлекательного центра Пирамида объясняют несколькими причинами — оригинальность, национальный символ, а главное, треугольная форма не закрывает обзор Кремля.

При должном желании и времени можно разглядеть символы масонов в каждом третьем здании города. Это несложно, учитывая многозначность и многогранность их использования: две колонны (у масонов - Якин и Боаз, входя во врата ты лишаешься индивидуальности, чтобы слиться с  Братством), геометрические фигуры (у масонов - идеальные фигуры, дань уважения науке; у татар — орнамент — это стилизованные фигуры), линии, цветы и многое другое значит что-то свое как для масонов, так и для рядовых жителей нашей многонациональной Республики.

С таким взглядом на архитектуру с интересом стоит обратить внимание и на новое здание Госсовета Татарстана, с ее колонами, и на парно строящиеся дома — башни-близнецы, символизирующие двойственность мира.

Историк с многолетним опытом, ведущий блоги на популярных новостных сайтах Григорий Ивойлов выразил сомнение о причастности казанских масонов к строительному делу. О том же свидетельствует и отсутствии в Казани больше 2-3 Мастеров, остальные же уровни, вплоть до четвертого, доступны каждому, кто способен внести взнос.

Видеть символы или нет — дело, наверное, каждого. Особенно сейчас и особенно в Казани. Существование и огромное влияние масонов отрицать не имеет смысла, но доказать их несомненное присутствие у нас пока не представляется возможным.

Тем временем, наконец-то дождавшись покрова ночи, черная машина подъезжает к открытым вратам большого красивого дома, паркуется возле поджидающих его собратьев и направляется вглубь двора. Проходя мимо колонн и львов, словно стоящих на страже мира и просвещения, он спокойно улыбнется, зная, что находится в окружении соратников. Один за другим эти спокойные, уверенные в себе люди будут прибывать, чтобы потом, под треск поленьев в камине, греющих в такую не холодную, загадочную зиму, творить судьбы сотен, не ведающих об этом людей.

Елена Догадина