Glory
Стартовавший на Каннском фестивале фильм главного документалиста Украины Сергея Лозницы стал единственным «монументальным» отражением происходящего на Майдане.
Восприятие
«Творческая разработка действительности», другими словами, документальное кино — вещь, не совсем распространенная как у нас, так и в Украине. Когда тебе показывают мнение и все, что тебе остается — это решить соглашаться или возмущаться — это одно, но вот увидеть статичное, летописное отражение важнейших событий в истории новой Украины и самому прийти к выводу — это «Майдан» Сергея Лозницы.
Потому что воров в рай не пускают
Тяжело писать о фильме, который не навязывает мнения. Хочется описать его непредвзято. Просто поставить внутрь головы камеру на штативе и в хронологическом порядке показать, какие мысли посещали меня до, во время и после просмотра. Народ настаивал на том, что Майдан — это мирное мероприятие, так вот в фильме в первые минуты вообще сквозит настроением Сабантуя. Или горящие чучела: так и ждешь, что с минуты на минуты бабу сожгут и народ разойдется по домам. И мирные кричалки «Витя, чао», да, они определенно просто хотели сжечь надоевшую «бабу»: коррумпированное, проданное прошлое своей страны, чтобы встретить Новую. Горячий чай, народные песни, свободный микрофон, бой барабанов под небесно-подсолнечным знаменем, случайные прохожие, фотографии на фоне взбудораженной и решительной толпы — так начинался Майдан.
Повелитель Мух
Возможно, кому-то дико не понравится любое сравнение с этим злополучным островом, на котором юные джентльмены из Англии через неделю сменили костюмы на маски из песка и крови свиней. Однако на мирной площади молодые ребята были незаметны, невидимы, в то время как с появлением «Беркута», еще безоружного и малочисленного — на сцену вышли мальчики с закрытыми лицами, под звуки барабанов бросающие петарды, брусчатку и все, что попадет под руку.
Червона рута
Целью Сергея Лозницы было показать лицо человека, который по горло сыт уровнем коррупции настолько, что вышел на площадь, чтобы слиться с тысячами единомышленников. 1 декабря украинцы стали народом. Этот народ и является главным героем двухчасового детища. Кровавые сцены бойни вырезаны нарочно, второй стороны — милиции, нет вообще. Но не удалось не уцепиться за то, что как только появилась агрессия — появились флаги правого сектора и свастика. Можно ли было сменить полюс у бушующей толпы?
Так себе воин
Чествования за работу получал режиссер, однако 78 минут из 130 показанных — работа оператора Сергея Стеценко. Оба Сергея работали в режиме реального времени: один отправляет отснятый за день материал — второй сразу же монтирует, вытесывая скульптуру из камня.
В Казани после показа состоялась скайп-беседа с Сергеем Стеценко, который за секунду до отключения сигнала раскрасневшийся от комплиментов и благодарностей успел-таки сказать «Вместе сила!».
- Самым пугающим был день 19 января — никогда подобного не видел и не хочу.
- Кровавые сцены в новостях посмотрите, мы показывали настроение нации.
- Удивительно, что не видел ни разу других кинематографистов.
- Тогда и сейчас: за 3 месяца только 2 разбитых стекла, не учитывая горящих покрышек — это говорит о вежливости народа; а сейчас на Украине война. Но народ находиться на светлой стороне, а зло просто не может победить.
- Были моменты, когда хотелось оставить камеру. Но боец из меня никакой, брусчатку ломал, да.
- Закончили снимать, потому что поняли, что началось уже совсем другое кино.
Документальный фильм в прокате
Фильм без героев о героях. Он мог закончится словами благодарности друг другу и празднованием. Однако режиссер решил показать иное завершение событий, которые войдут в учебники наших детей.
- У мужчины осталась трехлетняя дочка, мама ее умерла раньше, так что девочка осталась сиротой.
Народ узнал цену революции и по-настоящему ощутил отношение к себе своего президента.
Но у меня один вопрос. Зачем ты шел на Майдан, зная, что дома дочь, у которой больше никого нет?
Фото и текст Елена Догадина