1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Стереотип - нехороший тип?

Дата: . Опубликовано в Тема

333Стереотипы в СМИ были, есть и будут. Реклама пестрит дискриминацией женщины, спрятавшись за идею красоты и беспомощности этой самой женщины...

А кино вовсю укореняет в сознании людей неверные представления о той или иной национальности, расе, возрасте и тому подобное. На тему стереотипов, которые использует общество и которые тиражирует СМИ, мы поговорили с преподавателями КФУ: кандидатом психологических наук Политовой Светланой Павловной и доктором философских наук Шайхитдиновой Светланой Каимовной
Стереотипы многими людьми воспринимаются отрицательно. Это связано с тем, что рассматривались в основном всегда негативные стереотипы, например, связанные с дискриминацией этнических меньшинств. Однако не стоит забывать, что штампы могут быть как отрицательными, так и положительными. Отрицательные - легко переходят в предрассудки, которые бывают только негативными. Но и положительные стереотипы не всегда хороши.
Самое простое: красивый человек – ухоженный, стройный и тому подобное. Не красивый человек – полный, неопрятный и тому подобное. Многие согласятся с этим. Почему бы не назвать это положительными стереотипами? Но как такое мнение может повлиять на людей? Первая группа людей будет всегда стараться быть красивыми, каких бы усилий им это не стоило, а вторая - всегда будет чувствовать себя несчастными, несмотря на свои успехи в каких-либо сферах. Разве в этом есть что-либо положительное?
Шайхитдинова С.К. :«Поскольку стереотип - это прямой путь к мыслям и представлениям человека, то любые форматы, которые настроены на манипулирование аудиторией, не обойдутся без них. Но мы не можем сказать, допустим, что реклама плохая, потому что она использует стереотипы - она не может не использовать их. Вопрос возникает только такой: какие стереотипы поддерживаются рекламными роликами?
Дело в том, что есть стереотипы, которые лежат в основе культурных практик, нашего менталитета. Например, страна у нас в основном традиционных взглядов и поэтому принято считать, что молодежь должна помогать старшим и заботиться о старших. Это можно назвать хорошим стереотипом поколенческих отношений. Реклама, которая выстраивается на подобных стереотипах, становится мощным катализатором закрепления определенных культурных доминант.
Но, конечно, есть очень мощно сконструированные рекламные сюжеты, которые спекулируют на стереотипах, разрушают традиционное видение или доводят его до абсурда. Это уже культурная агрессия».

К сожалению, подобные стереотипы очень легко проникают в нашу жизнь и мы даже не замечаем этого. Мы не замечаем, как начинаем мыслить шаблонно и судим людей, которые на шаг отходят от стереотипного восприятия мира. Когда это все начинается?
Шайхитдинова С.К. :«Мышление простого человека в основном состоит из общих клише-картинок, которые позволяют ему ориентироваться в мире и поступать определенным образом. Поэтому не удивительно, что СМИ и Интернет являются первыми конструкторами стереотипов. И начинают они действовать с самого детства. К примеру, сейчас маленькие дети все меньше слушают родителей и с малых лет сидят с планшетом. Все, что там подается – это клише, стереотипы, которые впоследствии становится их мировоззрением. А мировоззрение создает нормативность поведения. Кроме того, стереотипы подаются в очень хорошо усваиваемых форматах. Эти форматы позволяют детям легко конструировать определенные стереотипы самим».

Не раз повторенный стереотип в любимом шоу, сериале или модной книге, укореняется в головах молодежи. Он может дать совершенно неверную картину мира или просто напросто запутать человека, который пока еще только ищет себя и познает этот самый мир.
Подростки, которые еще не сформировали своего мнения о каких-либо жизненных реалиях, прислушиваются к словам тех, кого уважают и считают популярными. А это и есть всевозможные СМИ, медиа-проекты и персоны.
Молодежь занимает значительную часть общества. Поэтому не удивительно, что существует огромное количество всевозможных молодежных СМИ и медиа проектов. Они изучают специфику поведения, мыслей, интересов молодежи и на основе этих исследований создают свой продукт. Чем популярнее СМИ, тем большее влияние оно имеет на молодежь. И зачастую эти СМИ используют в своих текстах, видео, фото всевозможные стереотипы.
СМИ для взрослой аудитории продолжает использовать те же самые стереотипы. Можно ли остановить этот круг?
Шайхитдинова С.К. :«Невозможно перестать использовать стереотипы, но можно изменить отношение к ним. Сейчас на всевозможных конференциях часто обсуждают тему медиаобразования, говорят о том, что новое поколение воспитывается СМИ и Интернетом, и что так не должно быть. Ведь фактически молодежь беспомощна и беззащитна перед тем, что привносится в медиа пространство. Поэтому нужно давать знания и показывать на практике, что может представлять опасность. Эксперты говорят о том, что такое медиаобразование начинать нужно уже в детских садиках и продолжать в школах, Университетах. Не нужно говорить, что Интернет – это плохо и запрещать его, запрещать какую-либо информацию. Нужно лишь обладать определенными знаниями для собственной защиты».

Стереотипы могут быть и полезны в описании некоторых явлений жизни, могут быть и бесполезны, а могут быть и опасны. Нужно понимать влияет ли как-то тот штамп, который ты хочешь использовать на человека или группу людей. Особенно в наше время. Если раньше стереотипы в СМИ и рекламе были повсеместны и не встречали какой-либо критики, то сейчас критику можно встретить абсолютно везде. Люди борются со стереотипами всевозможными способами. Просто говорят об этом, проводят встречи и митинги, собирают подписи, делают ответные арт-работы на какую-либо рекламу.
Расовые стереотипы, гендерные стереотипы, этностереотипы, стереотипы поведения и мышления, образа жизни, одежды, окружения и так далее. 

Политова С. П. : «Стереотипы - это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации и людей. Безусловно, стереотип - это упрощенный образ воспринимаемого объекта, однако их появление связано с большим объемом информации, который необходимо обработать ежедневно каждому из нас. Безусловно, человек использует стереотипы большей частью неосознанно.
Упрощение восприятия, происходящее при использовании стереотипов, оборачивается зачастую ошибками в интерпретации социальных объектов. Например, если в службе безопасности супермаркета считают, что типичный вор - это мужчина в возрасте от 18 до 35 лет, плохо одетый и с бегающим взглядом, то хорошо одетая женщина 50 лет не будет идентифицирована как потенциальный вор, и может легко совершить кражу. Таким образом, чем более осознанным является процесс обработки информации, тем он адекватнее».

Если люди не думая используют какие-либо стереотипы в общении, то СМИ, похоже, делают это целенаправленно. Они «создают» наше мышление либо поддерживают его в своих целях. Тираж, популярность, деньги, история. Кажется, людям давно пора мыслить критически, не принимать все за чистую монету и искать свою правду. Тогда стереотипы будут просто бесполезны.
Отсутствие огромного количества стереотипов не будет означать крах рекламы, это будет означать лишь крах манипуляции всех над всеми. Будет неважно, кто во что одет, какую машину водит, с кем общается. Возможно, у СМИ будет больше материала для публикаций и эфиров, так как люди будут более открыты, толерантны...
.
Шайхитдинова С.К. : «Стереотипов не избежать полностью. Наше мышление строится на них. А реклама всегда будет злоупотреблять этим, потому что это коммерческий продукт. В рекламных отделах не сидят культурологи, которые думают над национальной информационной политикой. Единственное, что нас может реально уберечь - это знание. Знания прививают родители, учреждения дошкольного и школьного образования. Им стоит применять при обучении детей то самое медиаобразование».

Селезнева Елена. ИСФНиМК, 3 курс, группа 13.3-200
Скриншот: Яндекс.Картинки