Пиратcтво и антипиратство: кто подкачает?
С 1984 г. Международный альянс интеллектуальной собственности, в чьем эшелоне действуют 7 дочерних компаний, стремительно борется с пиратством, развивает торговлю и создает оптимальные торговые условия...
Но кажется, что в 2014 большинство продукции (книги, журналы, музыка, видео, ПО, видеоигры...) можно найти и скачать в Сети.
Хронология и предпосылки.
• 1964 г. Первая в истории компьютерная сеть ARPANET появилась как реакция на запуск искусственного спутника СССР «Спутник-1». США потребовалась надежная система для передачи информации на случай войны.
• 1969 г. - первая синхронизация(успешная) между двумя узлами ARPANET.
• 1984 г. Национальный научный фонд США создает стремительно набирающую популярность, конкурент-сеть NSFNet.
• Разворачивается соперничество между двумя сетями, и к 1990 г. ARPANET проигрывает.
• 1989-1993 г. Тим Бернерс-Ли, автор концепции WorldWideWeb, работает над созданием протокола HTTP, языка HTML и идентификаторами URL.
• 1991 г. Всемирная Паутина становится общедоступна в Интернете и раскрывает весь потенциал.
Мы привыкли, не особо вдаваясь в детали, что в Интернете – почти все бесплатно, и до поры до времени, не обращали внимания на вышеуказанные сектора по защите авторского права. Web 1.0 пришелся на 90-ые, когда родилось компьютерное пиратство, исчезло целое государство и люди осознали растущую потребность в деньгах. В интернете, в самом начале, мы (большинство) пользовались менеджерами закачек, а на улице толпились у рынков за пиратскими дисками.
Twitch - сервис игрового видео и стриминга киберспортивных турниров. Летсплейщик - человек, записывающий на видео прохождение видеоигр. Peer-to-peer - пиринговая сеть, основанная на равноправии участников. |
Было ли это преступлением? Масса людей бесплатно скачивает программы и дешево покупает компьютерные игры, фильмы и музыку, тем самым,в обеих случаях, обеспечивая рекламой производителя, которая в свою очередь приводит к промышленной штамповке пиратских дисков, коммерциализации и бизнесу. Экономика процветает, соответственно – прогресс и большое кол-во всевозможных индустрий развлечения и hi-tech. Пиратские (и непиратские) игры порождают геймеров, затем крупный стриминговый сервис (Twitch) предлагают деньги и получает летсплейщиков , а популярный видеохостинг (YouTube), для галочки, дает возможность прославиться. Побочный эффект в виде киберспорта, где развлечение за деньги приобретает постоянство и даже – профессионализм (мастерство) в отдельном игровом жанре. Такое вот стояние на реке Угре сейчас приобретает целый феномен, когда подростки не стоят, но постоянно сидят в интернете. Это естественная черта Всемирной Паутины версии Web 2.0 – привыкание.
Строго говоря, таково текущее состояние Сети, на вершине которой торрент-трекеры, чья способность peer-to-peer выгодно отличается от одиночных и долгих закачек, которыми довольствовалось Поколение Y, а именно, скоростью, т.к. раздача состоит из сотен пиров, отдающих вам немало скорости, и во-вторых – гибкой системой трекера, исключающая присутствие файлов раздачи, и указывающая ссылки на дисковые пространства пользователей, где, собственно, располагается исходный файл. По этой причине, можно сказать, пиратство – темная сторона Сети. И здесь эпицентр всевозможных нарушений. Видеопиратство, от кустарных форматов CAMRip и TeleSync, которые большой популярностью не пользуются, из-за низкого качества записи в кинотеатре, до полноценной Blue-rayлицензии, выкладываемой в сеть и скаченной тысячи раз. Надо ли сказать, сколько убытков несет для кинокомпании блокбастер и хит лета, скоро оказывающийся в Сети. Точно так же дело обстоит с аудиопиратством: долгожданную пластинку какой-нибудь процент людей точно купит, половина меломанов выложит ее в Сеть за деньги. А большинство скачает. И вскоре, новые песни любимого исполнителя окажутся в социальных сетях, такое бывает даже до официальной даты релиза. Ярким таким явлением в начале XXI века стал Napster, файлообменная музыкальная сеть, предоставляющей широким массам доступ к музыки миллионов пользователей. Но сервис постиг известный сценарий – суд обязал отключить после нескольких исков о нарушении авторского права. Есть мнение, что именно после отключения Napster, развернулась пропаганда за обмен файлами и бесплатное скачивание.
«Они наехали не на того парня. Я собираюсь перевернуть этот мир вверх ногами. Власть народу. До свидания, Эшелон. Да здравствует свобода»? - Ким Дотком, предприниматель, создатель Megaupload.
Их появление в корне изменило схему распространение цифрового контента. Они убедили нас отказаться от носителей для аудио-видеофайлов, обесценили валюту и предложили делиться с другими. Они коммерческие и бесплатные. Они – файлообменники. Согласитесь, потребность в таком виде сервиса трудно было не предугадать, все шло к его появлению, но лишь отсрочивалось ввиду скромных возможностей Dial-up (коммутируемый удалённый доступ) , а именно обмене файлов большего объема. Но время не стоит на месте, технологический прогресс в лице широкополосного доступа ADSL, безлимитных тарифов на интернет, различных объемов накопителей и прочего подтолкнули к созданию доступных для большинства, круглосуточных файловых хостингов. Сколько головной боли они причиняют борцам с пиратством не сосчитать. И здесь начинается история SOPA, проекта по борьбе с вышеописанным (пиратством), разработанного конгрессменом CША, Ламаром Смитом, и PIPA, проектом по предоставлению инструментов для блокировки сайтов, нарушающих авторское право, направленный противконтрафактных товаров и технологий борьбы с защитой копирования.
SOPA. Stop Online Piracy Act. Акт о прекращении онлайн-пиратства.
PIPA. PROTECT Intellectual Property Act. Закон 2011 года о предотвращении реальных сетевых угроз экономическому творческому потенциалу и кражи интеллектуальной собственности.
Суть проста – любой пользователь Интернета, например, провайдер, получив распоряжение правообладателя в нарушении авторских прав, должен прекратить поддерживать ресурс. Не прекратит – его ждет блокировка. Разумеется, такую инициативу поддержали Американские ассоциации кинокомпаний и звукозаписывающих компаний (MPAA,RIAA), атакже многие другие (100+) организации, заботящиеся о своих авторских правах: ESPN, L'Oreal, BMI,
Sony Music Entertainment, TimeWarner, Nike.Inc, Viacom, Visa.Inc... Однако Ламар Смит недооценил силы интернет-пользователей, в том числе выступивших против возможного закона Facebook, Google, Wikipedia, Tumblr, Mozilla, eBay, LiveJournal, Twitter...Забастовка сопровождалась протестами, лозунгами («Скажите Конгрессу: Нет цензуре в Интернете!») бойкотами и пикетами.
«Представьте себе мир без свободных знаний. Больше десяти лет мы тратили миллионы часов, чтобы создать самую обширную энциклопедию в истории человечества... В знак протеста мы отключаем доступ к своим страницам на 24 часа», - протест на главном экране от Википедии
Примечательно, что противник пиратства Ламар Смит сам оказался нарушителем авторских прав, так как снимок, который он использовал для своего промо-сайта был использован без ссылки на первоисточник и без каких-либо данных фотографа.
8 Января 2012 г. пользователи всего мира собрались и подписали петицию против принятия законопроекта. 19 Января 2012 г.один из крупнейших файлообменнников, генерирующих порядка 4% интернет-трафика в мире был закрыт, по обвинениям в пиратстве. Это повлекло за собой падение кассовых сборов многих фильмов, а известная хакерская группа Anonymous в отместку принялась атаковать правительственные сайты. Спустя сутки, отдел юридического комитета Конгресса США объявил о том, что работа над SOPA отложена на неопределённое время. Благодаря массовым протестам, SOPA и PIPA так и не были до конца реализованы.
Ким Дитком не сдался и запустил новый файлообменный сервис. Это произошло 19 Января 2013 г. В годовщину закрытия Megaupload, крупнейшей жертвы опалы антипиратства.
PS: 14 Июня 2013 г. Антипиратский закон, касающийся в основном видеопродукции, был принят в 1-ом чтении в России, забастовки и петиции противников законопроекта так ни к чему и не привели.
IIPA. International Intellectual Property Alliance. Международный альянс интеллектуальной собственности:
a) MPAA.Motion Picture Association of America. Американская ассоциация кинокомпаний.
b) RIAA. Recording Industry Association of America. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний.
c) ESA. EntertainmentSoftwareAssociation. Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр
d) AAP. Association of American Publishers. Ассоциация американских издателей.
e) IFTA. Independent Film & Television Alliance. Альянс независимого кино и телевидения.
f) BSA. BusinessSoftwareAlliance. Торговая ассоциация, созданная в 1988 году и представляющая интересы ряда крупнейших в мире разработчиков программного обеспечения.
g) NMPA. National Music Publishers Association.Национальная ассоциация музыкальных издателей.
Фото, отдельные фрагменты, подчеркнутые курсивным начертаниями, в том числе цитаты, были заимствованы у свободной универсальной интернет-энциклопедии Wikipedia.
Текст и оформление: Бикчурин Дамир, 2-ой курс
Tags: интернет