Классическая постановка в театре кукол: «Волшебник Изумрудного города»
31 мая 2025 года на сцене театра кукол «Экият» был представлен спектакль «Волшебник Изумрудного города».
Кто с детства не любит историю о дружбе, разбитых и вновь обретённых сердцах? О добре и зле, о том, что скрывается за маской Волшебника Гудвина. Обо всём этом мне предстояло узнать 31 мая в Казанском театре кукол «Экият», в постановке спектакля «Волшебник Изумрудного города».
Завязка истории традиционно начинается с того, что небольшой, но обжитый и уютный дом Элли, и её верного друга щенка Тотошки, уносит ураганом. В Канзасе такие явления, к сожалению, нередки. К ним приходят таинственные существа злой колдуньи Бастинды. В постановке это зелёные куклы, подобие мифических эльфов. Они объясняют, что Элли нужно отправиться в чудесный «Изумрудный город», к таинственному Гудвину, который поможет им вернуться домой.
Кукольные герои, которыми управляют актёры в зелёных костюмах (как и прочими куклами в спектакле, за исключением Бастинды), отправляются в путешествие по дорожке из жёлтого кирпича. Путешествие по дорожке, сцену которого неоднократно имитируют в постановке, воспроизводится следующим образом: на сцене приглушают свет, и четыре актёра выносят длинные подносы, по бокам которых наклеен муляж жёлтого кирпича, они соединяют эти дощечки, и по ним идут куклы.
На этом пути, путешественники встречают Страшилу, которого ворона обвиняет в недостатке ума, он просит героев помочь ему обрести разум. Дровосека, который заржавел от невзгод жизни, судьба искалечила этого персонажа, и в житейских бурях он утратил сердце, способность чувствовать. Трусливого Льва, который родился быть храбрым, но в мире, где обман и жестокость не дают места для храбрости, обрести её поможет лишь чудо, а точнее добрый Гудвин. Удивительно, насколько точно куклы могут передать настоящие архетипы людей, как много среди нас таких же глупых, забитых страшил, которым проще уйти в себя в этой действительности, и не думать ни о чём. Дровосеков, которые способны были любить и иметь доброе сердце, но утратили его от постоянных лишений. Львов, которым никогда не суждено стать «царями зверей», потому что обществу, окружающему их это не нужно. История каждого героя сопровождается песнями, раскрывающими сущность персонажей, их мотивы и помыслы.
Но по ходу истории, разворачивающейся на кукольной сцене, каждый из героев обретает то, что ему необходимо. Страшилу хвалят за находчивость, когда он спасает товарищей от саблезубых тигров, соорудив незамысловатое сооружение через пропасть, из упавшего дуба. Дровосек обретает сердце, когда побеждает Бастинду. Автор истории обращает внимание публики на то, что исполнить заветную мечту, обрести настоящее счастье можно только во время критических моментов жизни, лишений, которые она несёт в себе, и помогут в этом верные друзья, одна кукла сама по себе не способна создать целый спектакль. За исключением Гудвина, конечно, но и он так бы и сидел в своём Изумрудном замке, не способный на подвиг, если бы не Элли и её друзья. Принимающий любые обличия: перед Элли это огромная всезнающая голова, перед Страшилой – беззаботная русалка, перед Дровосеком боевой тотем с тысячей очей, словно титан из греческой мифологии, перед Львом это светящийся во тьме шар, будто бы око Саурона из «Властелина колец», следящее за каждым его движением. Каждого героя, он лестью и угрозами, обещанием исполнить мечту вынуждает уничтожить свою соперницу Бастинду. Верным друзьям удаётся это, и Бастинда повержена. Изумрудный город должен стать оплотом цивилизации. Но нет, Изумрудный город это лишь зелёный мираж, великолепная мечта, и не более, декорация на сцене. Путь Гудвина это искупление. На сцене он уже предстаёт как маленький слабый человечек с лукавым и вместе печальным выражением лица. Он лишь маленький хитрец, надеющийся своим великим обманом, хотя бы обманом развеять унылую и трагическую судьбу героев спектакля, хотя бы так подарить им надежду, вселить веру, что существует место, где исполняются все мечты. И сам теперь он понимает, что только искренностью и честностью можно подарить радость куклам, которые именно таким образом на своём нелёгком пути по дорожке из жёлтого кирпича обрели счастье. Кукольное сердце Дровосеку, и вот он уже добряк, чудесное зелье Льву, и он храбрец, а Элли вернётся домой, лишь топнув серебряным каблучком.
Занавес, и на сцене появляются не куклы, а актёры, которые искусно управляли ими, люди, которые обрели своё счастье на сцене театра кукол «Экият». Возможно, кто-то из них стремится к другому счастью, и этот спектакль помог мне понять, что оно возможно для каждого из них, и оно есть в каждом человеке, надо только успеть его раскрыть, но не за семьдесят пять минут представления, а за целую жизнь.
Руслан ПЕТРОВ