1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Какая техника была родоначальником синтезатора, как пространство влияет на звук и причем здесь математика

Дата: . Опубликовано в Тема

14 июня на базе книжного фестиваля «Смена» прошла лекция от композитора и экс-участника проектов «Елочные игрушки» 2HCompany Александра Зайцева под названием: «Современные технологии создания звука и композиции: как научиться писать музыку сегодня».

Лекция началась с лирического отступления о школе «Бюро находок», которая базируется в «Смене». В этой школе проводятся творческие лаборатории для подростков, где учат анимации, фотографии, дизайну и музыке. Александр пояснил, что он хотел бы рассказать о том, чему именно «Бюро находок» обучает ребят и заодно дать историческую справку по технологиям, созданным в последние сто лет и, которые используются по сей день.

«Я бы начал с того, что у нас в стране, как и во всем мире есть очень хорошо развитая система музыкального образования в классическом смысле, то есть музыкальные школы, училища, консерватории.» - поясняет спикер.

В простонародье, исполнительское мастерство, которому обучают в таких заведениях, мы называем классической музыкой, у которой есть разные этапы, такие как классицизм, романтизм, барокко и т.д. однако, если говорить о каких-то идеях, которые движут музыкантами при написании музыки, то, по мнению Александра, они были исчерпаны еще в начале 20-го века. Отсюда появилась идея сериальной музыки, когда композиторы стали применять математические методы при написании композиции. Композиторы предложили следующий подход: по Западно-Европейской системе, в музыке 12 интервалов. Если взять каждую ноту и, пока не используются все 12 нот в октаве, мы не повторяем ни одну из уже использованных. «Это своеобразная игра, которая очень увлекла композиторов 20-го века».

Далее идет объяснение того, что, параллельно школе классической музыке всегда существовала противоположная школа, которые в разные времена имела разное название. Сначала, это был городской романс, потом эстрада, легкая музыка, которая впоследствии стала рок-н-роллом, роком, попом и хип-хопом. Сейчас, все это суммируется и называется простым языком «попса» - музыка, которая рассчитана на то, чтобы играть фоном. Эта музыка имеет свой подход к написанию, с которым знаком буквально каждый.

Затем Александр начинает знакомить слушателей с другим подходом к написанию музыки, где используются идеи математики и технологические разработки. После, начинается «историческая сводка» об этих технологических разработках.

Первой такой разработкой стал терменвокс, разработанный в 1920 году Львом Сергеевичем Терменом. Этот инструмент интересен тем, что, играя на нем, музыкант не касается инструмента, т.е. делая пассы руками в воздух. Одна рука управляет громкостью звука, а другая – высотой. Этот прибор очень понравился в свое время Владимиру Ленину, но предложил использовать его для того, чтобы создать охранную сигнализацию.

Далее спикер рассказывает о вариофоне, изобретенный Евгением Шолпо в Ленинграде в 30-е годы. Эти инструменты создавались из дерева, стекла и пластика. Особенность вариофона в том, что с помощью рисунков звуковых волн на кинопленке получались разные звуки.

Следующий инструмент, появившийся в 50-е годы благодаря Евгению Мурзину, под названием Анс (в честь Александра Николаевича Скрябина). Это оптический музыкальный инструмент, в котором свет напрямую связан с звуком. Музыкальная пластина из стекла, на которую наносится темный раствор и в нем делаются «процарапку». Проходя через световые элементы, образовывается звук.

Александр также рассказал о композиторах из Германии и Франции, которые тоже занимались созданием электронной музыки. Например, Пьер Шеффер, который сказал: «чтобы увидеть новые возможности, мы должны выйти из концертного зала и повернуться к нему спиной». Так, Пьер Шеффер с помощью своего музыкального инструмента записывал пение птиц, вместо барабанов он стучал по кастрюлям, звуки пешеходов и т.д.

Одним из самых популярных композиторов электронный музыки является Джон Кейдж, которого в музыке интересовало «нечеловеческое». Его идея была в том, что музыкант, обучающийся делать что-то новое оп старым традициям, так или иначе, перенимает привычки предыдущих поколений. Поэтому, в задачах Кейджа было избавиться от старого и стал вводить в свою музыку то, что он называл «нечеловеческим фактором».

Александр рассказывает о алгоритмах, которые использовали музыканты 20-го века при написании электронной музыки, где черпали вдохновение и что нового изобретали в музыкальном мире: «Идея хаоса, математически, может быть проиллюстрирована: у нас в темноте горит две лампы и мотылёк между ними летает. И он никогда далеко от светящихся ламп не отлетит, потому что ему свет нужен. Но и никогда близко не подлетит ни к одной из них, потому что он сгорит. И вот он мечется между ними, и это может быть самая простая модель того, что называют хаосом.».

Далее спикер рассказывает о Роберте Муге, который является родоначальником синтезатора. Он работал с модулями, которые соединял с большим количеством проводов, но, особенность в том, что он к этим, как их называет Александр, «шкафам», приделал клавиатуру фортепиано.

(фото 1)

Конечно же, «легендой» музыки всегда были есть и будут The Beatles. Интересно то, как они записывали музыку, а именно, где: например, голос Джона Леннона группа записывала в комнате, которая была полностью обклеена кафельной плиткой: «Если кто-то из вас любит петь в душе, это не случайно, потому что в душе у нас тоже кафельная плитка, и наши голоса там звучат чуть-чуть громче, звонче, яснее и ярче.».

Александр рассказывает о том, как помещение может влиять на музыку: например, электронная музыка будет «вязнуть» в храме, потому что звук там идет вверх и рассеивается, а электронной музыке нужно маленькое помещение, по типу клуба.

(фото 2)

Далее, спикер рассказывает о главном изобретении, без которого не обошелся ни один хит 80-х годов. Без которого, по сути, не обходится и сейчас не один хит, просто модель стала новее, а суть не поменялась. «Легенда» среди музыкальных инструментов – это синтезатор Yamaha DX7.

Также, Александр рассказывает об еще одном музыкальном инструменте: «В нём вообще нет никаких звуков. Вы видите клавиатуру, а внутри пустота. Но можно записать туда любой звук и играть на нём, используя клавиатуру. То есть, мы берём какой-нибудь образец звука внешне. Например, я щёлкну пальцами и запишу, разложу на несколько октав и буду из этого строить какую-то мелодию. Этот прибор называется сэмплер.».

Были продемонстрированы также графические партитуры: так как электронные инструменты отличаются от классических, изобразить ноты для такого инструмента на обычном нотном стане было тяжело, поэтому, придумали графические партитуры.

(фото 3)

В конце лекции, Александр рассказывает о современной модульной системе и то, как она устроена: именно на ней учат писать музыку подростков в школе «Бюро находок». «Каждый модуль делает что-нибудь одно. Делает звук громче или тише, делает нотку звучащей выше или тише. Мы соединяем их между собой, строя самые сложные системы, которые нам играют музыку. Мы помогаем им играть».

«Мне бы хотелось, чтобы те, кто к нам приходят, знакомились в первую очередь именно с таким подходом, потому что как создавать поп-аранжировки есть масса, не знаю, на YouTube вещей обучающих, есть музыкальные школы, которые традиционному подходу учат. А вот это, на мой взгляд, не заслуженно, пока неизвестная часть музыкального наследия, которое у нас есть».

Камилла ДАЯНОВА

Фото автора