1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Неизвестный советский сюрреализм: что это за направление и откуда оно появилось «в стране большевиков»

Дата: . Опубликовано в Тема

15 июня на базе летнего книжного фестиваля «Смена» прошла лекция и презентация книги под названием «Сюрреализм в стране большевиков», спикером которой выступила одна из авторов книги Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, а также лауреат Премии Андрея Белого (2023).

Надежда начинает с предыстории книги: название книга получила от выставки, которая была создана вместе с историком архитектуры Александрой Селивановой. Выставка проходила в Москве в галерее на Шаболовке. Всего выставок было 15, шли они с 2016 по 2022 год, примечательно, что все экспонаты были сделаны буквально из подручных материалов. Как выражается сама Надежда, выставки были «страшно дешевые». В задаче этих выставок было посмотреть на искусство начала XX-го века под другим углом, который катастрофически мало изучен: «Мы до сих пор живем в рекламе русского авангарда, который противостоит социалистическому реализму. Очень утомительная рамка».

Например, одна из совместных выставок Надежды и Александры под названием «Советская античность», в которой шла речь о разном спектре советских античностей, неоклассик и неоархаик: «Нас назвали сталинистками с одной стороны, что мы отмываем 30-е годы. С другой стороны, что мы героизируем советское прошлое, что мы монументализируем». Была также выставка, приуроченная к 90-летию ОБЭРИУ, которые считаются сюрреалистами в литературе. В экспозиции преобладали лиловые, желтые и зеленые цвета, которые отсылают к русскому модерну. Как описывает сама Надежда: «И сама экспозиция, все это единый зал, как вы видите, чрезвычайно нищий, перегорожен такой вот шторой, немножко в духе Дэвида Линча, который, естественно, настоящий приемник сюрреализма».

(фото 1)

После 15 выставок, Надежда и Александра начали издавать книги, которые, являлись «конспектами» этих выставок. Например, Александра издавала за свои деньги книгу «Незамеченный Авангард», а также книгу «Постконструктивизм», Надежда написала книгу «Рождение Советской женщины». Эти книги представляют собой «варианты» истории искусства XX-го века.

В серии под названием «Лаборатория изучения советского искусства центр Авангарда (ЛИСИ_ЦА)», которую презентовала Надежда, написаны две книги: «Монография Меера Айзенштадта» и «Сюрреализм в стране большевиков». Спикер продемонстрировала обложки книги, оглавления, рубрики. В книгу про Меера Айзенштадта вошли воспоминания коллег и друзей о скульпторе, а рубрики названы в честь пластических элементов, которыми пользовался Айзенштадт при создании своих скульптур.

(фото 2)

Далее было передано слово Александре Селивановой, которая не смогла присутствовать на лекции лично, поэтому было показано видеообращение. В нем Александра рассказала о этой серии книг, о названии «Сюрреализм в стране большевиков»: «Мы выбрали довольно ироничное название для выставки, для книги, соответственно, тоже. Это отсылка к фильму Льва Кулешова 1924 года: «Приключения мистера Веста в стране большевиков». Вот наша гипотеза состояла в том, что какие-то путешествия, приключения сюрреализма в стране большевиков тоже в 20-30-е годы в какой-то степени состоялись». Александра написала вводные тексты к каталожной части книги, также написала статью о сюрреализме и советской архитектуре, так как этой темы не было ни на одной из выставок. Александра рассмотрела в своей статье архитектуру постконструктивизма, архитектуру первой половины 30-х годов через призму сюрреалистических вопросов и проблем: «Запрос на чувственность, телесность и работу с психикой, которые, собственно, предъявлялись к советской архитектуре в этот период, показалось мне близким к тем вопросам и размышлениям, которые волновали сюрреалистов». Спикер отмечает, что данная тема практически неисследованна, а подход к написанию и изучению является новаторским.

(фото 3)

Продолжила рассказ о книге Надежда: «Я сразу скажу, что тема книги не была вот такой вот банально компротивистской, что нужно натянуть как-то вот эту рамку европейского сюрреализма на наш кустарный советский материал. Нет, конечно, нет». Спикер поясняет, что советский сюрреализм был гораздо богаче и более философский, чем европейский сюрреализм. Советский сюрреализм вырос из русского символизма, из которого росли все крупные русские движения в искусстве XX-го века.

Далее была продемонстрирована сама книга изнутри в своем «живописном и изысканном издании».

В книге представлены и были продемонстрированы Надеждой работы таких архитекторов и художников, как Константин Мельников, Михаил Тарханов — «никому почти неизвестный, кроме шрифтовиков и книжников», Борис Смирнов, который является художником стекла, Вера Мухина, Борис Голополосов, Соломон Никритин, Борис Смирнов, Леонид Лавров со своей книгой «Уплотнение жизни» и Алиса Порет.

Далее Надежда продемонстрировала и коротко рассказала о темах книги: «Сюрреализм, конечно, это тема все-таки саркастическая, ее постмодернисты наши использовали, как нечто такое неучтенное, что-то такое пропущенное. Вот советские художники хотели что-то реалистическое изобразить, но немножко провалились».

Был продемонстрирован плакат Иосифа Серебряного под названием «Будь бдительным!» 1941 года, на котором изображены два мира: красная рука — мир советский, а «когтистая кощеобразная» рука — это вредительский буржуазный мир.

(фото 4)

Рассказывается о том, что очагом сюрреализма и сюрреалистического мышления является школа Малевича, а именно его второй крестьянский цикл: «Это очень сложная живопись, которая распадается на части, пересобирается у нас на глазах. Это люди, которые родились на наших глазах».

(фото 5)

Была также представлена довоенная серия фотографий Бориса Смирнова. Сам фотограф считал, что в ней он предсказал начало войны, поэтому, эти негативы Борис прятал под кроватью и никому не показывал: «Здесь кукла

некий ребенок, как будто бы погибший вдруг у нас на глазах или вот этот, может быть, осколок дореволюционного мира, что-то интимное в ней есть, и она абсолютно не объективирована, то есть это реальный портрет этой куклы»

(фото 6)

В конце обзора приводится очень интересный памятник истории и искусства — атлас «Переливание крови». Это блокадный проект, который заказывался у оставшихся в Петербурге иллюстраторов и графиков. В нем соединяются технические иллюстрации, фотографии, медицинские сюжеты и сцены из жизни. Все это посвящено смерти, но очень «эстетизировано, утяжелено, как советские парадные книги сороковых-пятидесятых годов, этот интересный памятник, безусловно, имеет сюрреалитическую природу».

(фото 7)

Параллельно демонстрации работ художников, которые представлены в книге, Надежда рассказывала интересные факты из биографий творцов. Например, Вера Ермолаева собирала у себя на квартире группу художников живописно-пластического реализма. Позже, все они были арестованы и многие расстреляны, включая саму Ермолаеву.

«Следите за этой книжкой. Знайте, что их две, знайте, что будет третья — «Советская античность», которая сейчас готовится, и вообще, их 15, друзья!»

Камилла ДАЯНОВА

Фото автора