1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Авангард. На телеге в 21 век: искусство объединяет людей

Дата: . Опубликовано в Тема

avangard

Выставочный проект о художественной жизни 1918—1922 годов основан на истории перемещения произведений искусства. Главная идея проекта — искусство объединяет людей и является мощной движущей силой, способной преодолевать препятствия. Проект возвращает зрителю первоклассные работы Василия Кандинского, Ильи Машкова, Александра Родченко, Варвары Степановой, Надежды Удальцовой, Николая Фешина и знакомит с Верой Вильковиской, Георгием Лазаревым, Илларионом Плещинскогим.

На выставке представлено более 200 работ выдающихся представителей раннего советского искусства из собраний музеев Кировской области — Вятского художественного музея, Яранского краеведческого музея, Слободского краеведческого музея, а также Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и частных собраний.
Всего три зала. Выставка начинается с погружения наблюдателей в историю Казанской художественной школы. На первом стенде дана краткая информация об этом заведении, а далее представлены биографии выдающихся выпускников.

Далее проходим в первый зал. Здесь представлена реалистичная традиция. Она сложилась к середине XIX века в России. Изначально представляла собой прогрессивное направление, отражавшее живую связь с быстро меняющимся окружающим миром. Однако к началу XX века реализм стал становиться препятствием для развития сюжетов, требуя постоянного обновления художественных методов и приемов для обогащения художественного выражения.

Произведения учеников Казанской художественной школы, таких как Дмитрий Мощевитин и Алексей Столбов, отмечены влиянием стиля модерн. Женский портрет Алексея Столбова уже приближается к аллегории и явно отражает его увлечение работами Михаила Врубеля. Гравюры Вадима Фалилеева и Алексея Кравченко, созданные в 1900–1910-х годах, разнообразны по техникам и стилю исполнения. Они классические по сюжетам и выполнены в тоновой мягкой акватинте или линейном жестком офорте. В мягком лаке изображен певец и актёр Чупрынников Елизаветы Кругликовой, которая преподавала в Парижской академии в 1910 году. Линогравюры Ильи Соколова оригинальны по композиции и находятся на грани реализма и экспрессионизма, что подтверждается скупостью средств и контрастом тона и цвета. Произведения Леонида Плетнева, ученика Казанской Художественной Школы, можно лишь частично отнести к реалистической традиции, так как они обращаются к народно-прикладной декоративной культуре. Дух наивного искусства, который ранее был воплощен в технических канонах реалистической живописи, всё больше ищет новые формы изображения, свободные от академических ограничений.

Входя во второй зал, мы сразу натыкаемся на информацию об авангардном поиске. На выставках в Советске и Яранске в 1921 году были представлены работы мастеров казанского графического коллектива «Всадник», включая работы его лидеров — Николая Шикалова и Иллариона Плещинского. Плещинский был сторонником нового направления для казанской арт-сцены — экспрессионизма. Его строгий лаконичный стиль гравюр, разбитый штрих, условное масштабирование — это всё свидетельствует о глубоком погружении в графику, стремящуюся передать наблюдателю не только предметный сюжет, но и эмоциональный опыт от увиденного. Башня Сююмбике, символическое место для казанцев, вдохновила Николая Шикалова на создание серии офортов. Его изображения Башни создают впечатление невесомости, легкости и воздушности, силуэт выделяется из лучей света или дождя. Шикалов придает объекту символическое значение, не стремясь к реализму в передаче изображения.

Авангард включает в себя модернистское движение, которое стремится к обновлению форм и смыслов искусства. В России в начале XX века были популярны европейские модернистские течения, такие как фовизм, сезаннизм, футуризм и экспрессионизм.

Русские авангардисты объединили элементы фовизма и стилистику примитивизма. На третьей передвижной художественной выставке в Советске были такие художники, как Илья Машков, Николай Григорьев, Георгий Лазарев, Сергей Колесников и Алексей Якимченко, известный также как график, у которого были представлены два живописных полотна на выставке.

Третий зал погружает нас в абстрактный метод. Русская культура сделала значительный вклад в мировую культуру, особенно в области абстрактного искусства. Работы Василия Кандинского и Казимира Малевича открыли новые возможности в искусстве.

Кубизм, представленный Ольгой Розановой, Любовью Поповой, Надеждой Удальцовой и Александрой Экстер, унаследовал традиции французских художников, таких как Пикассо, Брак, Глез и Метценже. В их работах часто можно увидеть фигуративные элементы, портреты, пейзажи и отдельные предметы, дополненные кириллическими и латинскими символами. Художники, близкие к Малевичу, такие как Алексей Моргунов, Иван Клюн и Иван Кудряшов, представили реальность в простейших формах на холсте. Супруги Александр Родченко и Варвара Степанова, не разделяющие супрематизм Малевича, создали свои собственные абстрактные работы, используя термин «беспредметность». Они видели в этом направлении не только развитие профессиональных навыков, но и противостояние материализму предмета.

Казанские художники, члены Графического коллектива «Всадник», такие как Дмитрий Фёдоров, Степан Федотов и Михаил Меркушев, создавали оригинальные абстракции в технике линогравюры. Фёдоров работал в кубистском и неопримитивистском стиле, в то время как Федотов экспериментировал с геометрической абстракцией и «органическими» формами, вдохновленными Кандинским.

Третья часть проекта «Авангард. На телеге в XXI век» с беспредметными работами художников становится кульминацией творческих поисков русского авангарда.

Яна КОРЧАГИНА