«Когда я смотрю на картину “Красная армия”, в моей голове сразу строчки из Наутилуса»: о том, как прошла лекция о художниках Чеботареве и Платуновой
8 июня в Казани в рамках книжного фестиваля «Смены» в летнем доме парка «Черное озеро» прошла лекция о Константине Чеботареве и Александре Платуновой. Сергей Смирнов рассказал о том, что это за художники-авангардисты, об их работе над иллюстрациями к поэме Пушкина «Гавриилиада» и представил новое переиздание поэмы в двух томах.
Лекция началась с представления слушателям картины Константина «Красная армия», которая достаточно современна и, по словам спикера, является пророчеством, так как на момент написания этой картины не было ни красной армии, ни домов-коробок на фоне.
Дальше рассказывается о биографии пары как художников, о том, как Чеботарев был мобилизован в Белую армию и был арестован, а после, когда пара вернулась в Казань, у Чеботарева начинается самое плодотворное время и успешный период для его творчества. Во время лекции демонстрируются и разбираются работы Чеботарева.
Спикер поясняет, что за поэма «Гавриилиада» Пушкина, историю создания поэмы и почему она в свое время была запрещена. Поэма написана в апреле 1821 года, причина создания поэмы до конца не ясна, Сергей предполагает, что это в большей степени западное влияние, но печатать ее и отправлять по почте было нельзя. О поэме знал очень узкий круг людей, но в июне 1828 года о ней донесли духовному начальству. У Александра Сергеевича даже были определенные проблемы из-за нее, так как она является антирелигиозной, это стало одной из причин почему Чеботарев решил сделать иллюстрации именно к этой поэме.
«Чеботарев исповедовал принципы ЛЕФа», — поясняет Сергей. ЛЕФ — это левый фронт. Главное в этой идеологии было подчинение искусства чисто агитационным производственным задачам и социальный заказ. Опять же, авангард — это всегда Маяковский, он и был лидером левого фронта. Сергей также рассказывает о том, что направление это просуществовало недолго, а противостояла ему АХРР (Ассоциация художников революционной России), идеология которой заключалась в том, что обычному пролетариату должно быть доступно и понятно искусство: «Цели, в принципе, были одинаковые, но вот воплощение разное, и между этими двумя направлениями шла ожесточенная борьба».
После переезда Платуновой и Чеботарева в Москву, из-за сокращения в Казанском художественном техническом институте выходцами АХРРа, Чеботарев создает декорации для передвижных театров. Платунова также сотрудничала с журналами, создавала обложки. В 1932 году стали создавать организации, и, возвращаясь к картине «Красная армия», в этом же году то самое пророчество стало осуществляться: «В 1932 году художникам предлагали встать в этот строй, чтобы они творили и работали так, как им скажут», — поясняет спикер. После этого Чеботарев и Платунова начали заниматься ретушью фотографии, а рисовали только то, что хотели: «Они, конечно, не пошли на сделку со своей совестью».
Именно в этот год Чеботарев решает создать иллюстрации к «Гавриилиаде», под предлогом того, что тем самым он осуществит антирелигиозную пропаганду так, как он считает нужным это делать. Эпиграфом к иллюстрациям послужило стихотворение Маяковского «Юбилейное»: «Маяковский был кумиром Чеботарева, поэтому и к Пушкину он обратился не случайно», — поясняет Сергей.
Далее разбираются иллюстрации Чеботарева и иллюстрации Платуновой к поэме с художественной точки зрения, а также к другим произведениям и сказкам Александра Сергеевича. Всего художники создали 120 иллюстраций к произведениям Пушкина.
В конце лекции Сергей Смирнов представил в новом издании эти иллюстрации к поэме в двух книгах: в одной иллюстрации Чеботарева, в другой иллюстрации Платуновой. Размер диктовался размерами иллюстрациями Платуновой.
Камилла ДАЯНОВА
Фото автора