1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«“Матрица”» — единственный фильм, где образ будущего был интересным, ярким и непредсказуемым»: как дизайн, музыка и искусство транслировали образ будущего из девяностого в нулевые

Дата: . Опубликовано в Тема

obraz

8 июня на Черном озере состоялась презентация выставки Саши Шардак «9/0». Кроме представления выставки, культуролог Алексей Масляев, художник и автор галереи Саша Шардак и журналист Анзор Канкулов обсудили, как дизайн, музыка и искусство трансформировались на рубеже 20 и 21 веков и каким видели образ будущего.

«Я проводил определенные исследования, опирался на опыт других людей, которые говорили о том, что для них значимо и ценно», — делится рассказом о процессе создания работ для своей выставки Александр Шардак. По словам автора выставки, те символы и дизайны, которые в 90-х воспринимались как маргинализм и гранж, сейчас считываются зрителями как нечто обыденное. Объясняет Шардак этот феномен тем, что аудитория пережила стадию отрицания шокирующего для них искусства и со временем дозрела до принятия этих форм.

Спикеры присоединились к словам Александра Шардака и продолжили развивать тему того, как медиасфера отвечает запросам нынешней аудитории. Анзор Канкулов выразил мысль, что сейчас образ будущего у людей персонализирован, в отличие от тех же 90-х годов, когда представления о будущем у людей было более обширным и коллективным.

Журналист вспоминает, как перед началом нового века вплоть до боя курантов люди верили, что с вступлением в новое столетие мир кардинально поменяется. Этим и вызван пик популярности в конце 90-х теории заговоров, фантастических историй о пришельцах и восстаниях роботов. Теперь же, убежден Анзор Канкулов, людям представляется, что мир потерял контроль, поэтому образ будущего каждый представляет через призму только своего собственного «Я».

Для наглядности он попросил слушателей назвать самый обширный и популярный фильм о будущем, просмотренный за последнее время. На ответ большинства сидящей аудитории, что это фильм «Матрица», спикер ответил, что «Матрица» — единственный фильм, где образ будущего был интересным, ярким и непредсказуемым — была снята как раз на рубеже веков. Позже не было ни одного фильма, который превзошел бы эту кинокартину по необычности представления образа будущего.

Спикеры также коснулись того, каким им видится образ будущего. Так, Александр Шардак высказал свое предположение, что человечество стремится к тому, чтобы создать искусственный цифровой мир, в котором оно и будет жить. «Вечной жизни мы не достигнем здесь, но вечная жизнь будет там», — добавляет к своей речи художник, сравнивая этот переход из реального мира в цифровой с новым концом света. Анзор Канкулов же убежден в том, что в будущем будут построены большие лаборатории, в которых искусственный интеллект и будет помогать людям развивать науку футурологию.

Завершая дискуссию рассуждениями об образе будущего, спикеры настоятельно порекомендовали посетить выставку Александра Шардака, чтобы увидеть собственными глазами, каким представляется будущее автору и людям, чьим видением он вдохновлялся.

Сабина АБЗЯППАРОВА

Фото автора