«Рынок удобных животных», или Чем вредит красивая картинка
9 июня в рамках книжного фестиваля «Смены» прошла беседа по книге Екатерины Крыловой «Рынок удобных животных». Со слушателями обсудили, по какому принципу люди обычно выбирают домашних животных и насколько большую роль в этом решении играет маркетинг. В беседе приняли участие спикеры проекта «Развитие культуры ответственного отношения к домашним животным в РТ» — Дарья Раев, куратор, и Елизавета Чубакова, коммьюнити-менеджер.
«Сегодня популяризируется отношение к животному, как к некому аксессуару, который удобно достать, когда хочется эмоционально контакта. И, к сожалению, многими заводчиками эта тенденция поддерживается. Рынок животных предлагает ассортимент удобных, милых, покорных, неагрессивных, легко тренируемых зверей, не предупреждая о том, что у любого из них могут быть неудобные черты характера», — Дарья Раев очертила масштаб проблемы.
Чаще всего даже собаку определенной породы заводят лишь потому, что в голове у человека сложился красивый образ о ней. Так, например, это происходит под впечатлением после просмотра художественных и документальных фильмов, сериалов и мультфильмов. В чем опасность такой мотивации? Прежде всего, животное не оправдывает возложенных на него ожиданий. Что в дальнейшем приводит к довольно серьезным последствиям, среди которых Дарья Раев перечисляет рост числа брошенных питомцев, появление неофициальных питомников и деградацию породы из-за игнорирования стандартов разведения. Далеко не последнюю роль в этом явлении также играет реклама зоотоваров и социальные сети сервисов услуг или публичных личностей.
«Людей очень часто приводит в разочарование темперамент. Если в рекламе нам показывают котенка, который мило бежит обниматься, то в реальности это могут быть коты, на дух не переносящие разного рода нежности. Я часто слышу от подобные истории от их владельцев».
Реклама порой вынуждает переносить на питомцев человеческие роли, строить иллюзии о возможных расходах и покупать красивые товары, которые им в принципе не нужны. Сентиментальная эстетика милых животных — вот, пожалуй, одно из главных препятствий для формирования ответственного отношения и осознания ценности любой формы жизни.
«Зачастую я вижу желание очеловечить, и это проявляется не только в беспокойстве о том, что животному может быть скучно, но и в желании красиво его одеть или перенести на него собственные качества и потребности», — подметила Елизавета Чубакова.
Однако как противостоять явлению в целом и не поддаваться маркетинговым манипуляциям? Главный и наиболее эффективный способ, по мнению спикеров, заключается в переоценке культурных стереотипов и своего отношения к животным: важно задуматься о настоящей мотивации для приобретения питомца и грамотно подходить к выбору заводчика.
Эвелина КАЗАКОВА
Фото автора