1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Город глазами книжного»: это не просто партнерская программа

Дата: . Опубликовано в Тема

gorod glazami knizhnogo

9 июня в рамках летнего книжного фестиваля «Смены» состоялась дискуссия «Город глазами книжного». Темами для обсуждения стали сфера книготорговли и одноименная с названием дискуссии серия гидов по российским книжным магазинам. Не менее важным для спикеров было осветить тему потери первоначальных атмосферы и смысла книжных магазинов и способов их возрождения.

В дискуссии приняли участие гендиректор издательства Ad Marginem Михаил Котомин, директор книжного магазина «Пиотровский" Михаил Мальцев, а также Мария Ивашкина — основательница издания «Миля» и иллюстратор гида по совместительству. Ведущим мероприятия стал Максим Мамлыга — книжный обозреватель журнала «Правила жизни».

«Город глазами книжного» — культурная карта нашей страны, созданная изданием Ad Marginem в соавторстве с независимыми книжными магазинами и путеводителем 2ГИС.

«Очень важно, мне кажется, вернуть книжные магазины в ткань города. Конечно, пионером этого процесса стал магазин “Подписные издания” — магазин абсолютного оптимизма, для которого не так важно, покупают люди книги или нет, они явно там радуются, даже когда пьют кофе. В первую очередь это важно. Покупка придет потом. То есть, сначала должна появиться эта привычка — находиться среди книг. И вот вживить в город обратно книжные магазины — это, собственно, задача путеводителя», — отметил Михаил Котомин идею создания проекта.

По его словам, в большинстве своём нынешнее положение книжных магазинов — «постсоветская скорбь», в которой утеряны или же вовсе не найдены атмосфера и шарм: «К сожалению, у нас в России очень руинировалась книжная инфраструктура. И чаще всего магазин — это место такой скорби, куда приходят люди за учебниками, или бедные школьные учителя, вынужденные в очередной раз купить Достоевского».

К счастью для любителей чтения и всего книжного бизнеса, в России создаются и функционируют действующие магазины, которые Михаил Котомин характеризует как «новый тип»: «Мы сначала запустили программу в партнерских магазинах, отобрали туда пять книжных “нового типа”: магазин “Игрослов” во Владивостоке, магазин “Все свободны” в Петербурге, магазин “Все свои” в Архангельске, магазин “Заман” в Уфе, магазин “Смена”, конечно же, в Казани. Это магазины, которые думают о пространстве, которые являются местами социального оптимизма».

Именно они участвуют в партнерской программе «Город глазами книжного» и помогают реализовать все планы этого проекта.

Сложно не согласиться со спикерами в том, что обществом недооценено взаимодействие между книжными магазинами и людьми. «Город глазами книжного», как мы выяснили, создан в том числе и с целью популяризации культуры посещения книжного магазина как социального пространства. В этом уравнении нельзя упустить переменную в виде людей — все мы разные, и к каждому из нас нужен свой подход.

Своими мыслями о взаимодействии людей с книжными пространствами поделился Михаил Мальцев: «В принципе, можно, условно говоря, людей разделить на типы. Вот, интровертный тип — для такого типа людей книжный магазин будет местом, где можно скрыться от суеты, от шума, от каких-то плохих новостей. А есть люди экспансивные, экстравертные, которые, наоборот, в книжном магазине видят не такую закрытую локальную точку, отгороженную от всего, а наоборот, как точку выхода всего мира. Например, если брать магазин “Смена” в Казани, очевидно, что это такая экспансивная модель, которая собирает уже пол-Казани. Магазины в формате лавки в Национальной библиотеке, на книжном фестивале в парке и так далее. Настолько они вышли за границы самого магазина. То есть просто завоевали, захватили полгорода. И на самом деле таких людей много, которым хочется в книжном магазине спрятаться. Или, наоборот, которым хочется книжный магазин видеть везде. Для всех нужно создавать разное».

Елизавета КОПЫЛОВА

Источник фото: группа «Смены» в VK