«Мы не хотим быть туристами, мы хотим быть горожанами, которые путешествуют по своей стране и хотят увидеть новый город так, как показали бы свой»: как прошла презентация аудиоатласа «Голоса»
В Казани в рамках книжного фестиваля «Смены» 9 июня в амфитеатре парка прошла презентация аудиоатласа «Голоса» и трех новых маршрутов по Казани. Создатели проекта — Митя Ганнопольский, Константин Лялин и Кирилл Маевский — рассказали подробнее о создании проекта, о его сути и почему в нем появилась именно Казань.
Цель проекта — это создание аудиослоя города. Проект был задуман четыре года назад, в момент ковида. По словам одного из создателей, Мити Ганнопольского, он много лет уже водит экскурсии, но когда оказался на долгое время дома, пришла идея делать эти экскурсии онлайн. Как оказалось, люди с особым энтузиазмом проходят «виртуальные маршруты». Отсюда и появилась идея создания аудиоатласа.
Основная идея — это не просто аудиогид в интернете, а маршруты, построенные и рассказанные обычными горожанами от первого лица.
«Мы хотели, чтобы можно было выйти из дома и, гуляя, слушать про то, что рядом, причем не от одного человека, а от нескольких, чтобы про одно место можно было услышать из разных уст», — подмечает Ганнопольский.
На данный момент в аудиоатласе есть несколько точек в Санкт-Петербурге и Нижнем Тагиле, с этого года также появились маршруты в Москве и Казани, но создатели отмечают, что не хотели бы останавливаться только на российских городах, а «проложить маршруты» и по странам СНГ.
На сайте есть возможность проложить маршрут и параллельно слушать его при прогулке, так и не выходя из дома, так как на сайте также есть рассказы в виде полноценных лекций.
Если рассматривать Казань, то этот маршрут называется «Три центра Казани». Создавался он вместе с Кириллом Маевским — сооснователем и арт-директором центра современной культуры «Смена», а также просто жителя Казани.
По словам Кирилла, по городу, к сожалению, нет подробных и цельных гидов, ни книжных, ни онлайн, поэтому, когда Константин позвонил ему и предложил поучаствовать в создании маршрута по Казани, Маевский сразу согласился. Он также отметил, что многие его знакомые, которые впервые посещают Казань, в полнейшем восторге от нее, отсюда появилось выражение «быть под Казанью»: «Можно быть в алкогольном опьянении, а можно быть в опьянении от Казани, поэтому мы стали называть эту ситуацию “под Казанью”».
«Три центра Казани» — это маршрут, где объясняется, как устроена Казань, а именно деление центра города: первый блок — это «забулачье»; второй блок — это «параллельный центр», поскольку эта часть города состоит из нескольких магистральных линий: улица Московская, Островского, Баумана, Кремлевская и т. д., это те параллельные улицы, которые всегда приводят к «главной доминанте» — к Казанскому кремлю; третий блок — это «тихий центр», который находится по другой стороне улицы Пушкина, т.е. улица Щапова, Маяковского, Фукса и т.д.
«Казань университетская»: этот маршрут был создан с целью противостояния сжатию городских сюжетов до базовых. Спикер Кирилл Маевский ставит акцент на Николая Ивановича Лобачевского, так как его имя вспоминается только по поводу его юбилея или олимпиады, названной его именем, что он считает весьма несправедливым. Также акцент ставится на личности Велимира Хлебникова, работы которого хранятся в казанском зоологическом музее КФУ — 113 тушек, добытых Хлебниковым, которые не выставлены.
«Это всемирно известные люди, которые по каким-то причинам оказались на периферии наших знаний о нашем городе, и разными своими проектами мы пытаемся вернуть эти имена в жизнь».
Маевский также подмечает, что университет — это не туристическая локация, но то, что происходит в стенах университета и что происходило, знать нужно и важно. «Казань университетская» — это попытка привлечь внимание к городу не только как просто туристическому, но и как к университетскому городу.
«Казань авангардистская» — это маршрут, созданный с целью познакомить с главными авангардистами в искусстве России и республики, которые жили и творили в этом городе: «Если мы поймаем в городе человека за пуговицу и спросим, кто такой Адель Кутуй, то дальше, чем “писатель”, повествование не пойдет. При всем при том, что Адель Кутуй — это футурист, который продолжал дело Маяковского и писал на татарском языке».
Спикеры также рассказывают об истории путеводителя, о самых интересных книгах в данном формате и почему это все еще актуально и важно. В рамках фестиваля была создана небольшая книга проекта по маршрутам Казани.
Ознакомиться с проектом и маршрутами по Казани можно на официальном сайте.
Камилла ДАЯНОВА
Фото автора