«И швец, и жнец, и на дуде игрец»: как бороться с FOMO?
В рамках программы Open Space Market 2 июня на территории бывшего завода Петцольда прошла лекция с участием Анны Красильниковой, клинического психолога РКПБ им. Бехтерева. Cлушателям рассказали не только о том, что из себя представляет страх перед упущенными возможностями, но и как с ним бороться.
Феномен FOMO (прим.: Fear of missing out — страх пропустить что-то) представляет собой навязчивое и вместе с тем эфемерное чувство страха пропустить потенциально интересное событие или перспективную возможность. Однако сегодня, когда жизнь предоставляет простор для реализации амбиций, очень трудно остановиться на чем-то одном.
«Люди одновременно хотят быть и фермером в глухой деревне, и тревел-блогером с домом на колесах, и просто учителем в школе, — иначе говоря, прожить десять жизней. Но для каждого из этих вариантов требуются особые навыки и образ жизни», — отметила Анна Красильникова.
О самом феномене заговорили лишь с развитием соцсетей, а из характерных черт такого состояния чаще всего отмечают не только страх упустить или не успеть сделать что-то суперважное, но и навязчивое желание нравиться окружающим, быть с ними на связи 24/7 или делиться каждым мгновением своей жизни в интернете.
Проявляется FOMO у каждого человека по-разному. У одних это выражается через попытку заполнить любую свободную минуту важными делами или посетить как можно больше мероприятий. У других — в стремлении завести много полезных социальных связей. Тем не менее и у первых, и у вторых это чувство связано с представлением, что где-то трава точно зеленее, когда выбор уже сделан.
Возникновению FOMO предшествует неудовлетворенность жизнью или невозможность закрыть одну из трех основных психологических потребностей: в социальной близости, ощущении компетентности или самостоятельности выбора. Сказываются на этом, по мнению Анны Красильниковой, склонность к тревожности и страх социального отвержения:
«Проблема в том, что мы расстраиваемся из-за упущений. Наш мозг работает таким образом, что опирается чаще всего именно на негативные стимулы. Ведь для него гораздо важнее заметить опасность, чем похвалу».
У FOMO также есть и другие разновидности. Например, FOBO (прим.: Fear of better options — страх наилучшего варианта) и JOMO (прим.: Joy of missing out — радость от упущенной возможности). В первом случае речь идет о своего рода болезни изобилия, когда человека не покидает ощущение, словно где-то его поджидает тот самый «единственный шанс». Собственно, именно из-за этого время для принятия окончательного решения постоянно откладывается. Во втором же случае — о радости от отсутствия необходимости собираться, идти и общаться с кем-то. Но зачастую, когда заходит вопрос о выборе, оба феномена не обходятся без унижения того варианта развития событий, который наименее импонирует.
Можно ли с этим что-то сделать? Во-первых, обратить внимание на те ситуации, когда наиболее остро ощущаются соответствующие переживания и чувства. Во-вторых, учиться принимать и переосмысливать свои достижения с той позиции, что у каждого есть право на ошибку. И, конечно же, стараться не идеализировать красивую и успешную картинку из отрывков чужой жизни в соцсетях.
«Людям очень страшно устроиться не на ту работу, начать встречаться не с тем человеком и потратить свое драгоценное время. Делиться тем, что у нас не получилось, — нелегко. Но без бережного отношения к себе всегда будет тяжело», — уверена Анна Красильникова.
И аудитории трудно с ней не согласиться. Ведь что, как не принятие решений, учит брать ответственность за свою жизнь: принимать любые последствия сделанного выбора и не концентрировать внимание на том, чего не удалось достичь.
Эвелина КАЗАКОВА
Фото автора