Самарская фабрика-кухня: как сложилась судьба шедевра советского конструктивизма?
8 июня в рамках программы книжного фестиваля «Смены» на «Черном озере» прошла лекция с участием Николая Кислухина, заведующего отделом специальных проектов филиала Третьяковской галереи в Самаре. Об истории здания, его главной фишке и нынешнем состоянии музея — в репортаже «Казанской Стужурки».
«Несколько лет назад Третьяковская галерея загорелась идеей создания филиалов в разных городах. Так сказать, чтобы русское искусство распространилось во все концы страны и люди даже на ее окраинах смогли посмотреть на великие шедевры», — рассказывает Николай Кислухин. В Самаре такой филиал расположился в здании бывшей фабрики-кухни.
Здание самарской фабрики-кухни было построено еще в 1932 году, когда активно внедрялось общественное питание и претворялась в жизнь политика партии. Проект Екатерины Максимовой представлял собой завод по производству еды, и главная особенность постройки заключалась в ее форме: сверху она выглядела в виде серпа и молота. Однако дело не только в символизме, но и во внутреннем устройства здания. В ручке и бойке молота располагались заготовочные цеха, кухни и кладовые, в серпе — все это потреблялось.
Как подмечает Николай Кислухин, уникальность самарской фабрики-кухни заключается не только в славе ее кулинарии, но и в личности автора проекта. Екатерина Максимова — одна из первых в стране женщин-архитекторов, но первоначально о ней было мало информации. Сегодня известно наверняка, что здание в виде серпа и молота — единственный проект, подписанный ее именем. Все остальные работы сделаны в соавторстве, например, фабрика-кухня завода «Ника» или «Днепростроя».
«Никто не знал, чем оно ценно. Просто какая-то заводская столовая», — в 30-е годы большое здание с витражными окнами, светлыми просторными залами и технологичными кухнями выбивается из общей картины Самары того времени. Тем не менее уже в эти годы поступали докладные записки о плохом состоянии фабрики-кухни: слишком скоро оно начало разрушаться, гнить и плесневеть.
В 90-е годы, несмотря на приватизацию здания, со временем его все равно забросили, перестали отапливать и стали ждать, пока оно само упадет. Когда самарская фабрика-кухня появилась в числе вновь выявленных памятников, возникали разные идеи об ее реконструкции. Во многом заслуга на плечах горожан: они выступили с инициативой, начали отстраивать здание. Одним из первых инициаторов реконструкции стал Виталий Стадников — самарский архитектор и градозащитник.
«Они организовывали велопробеги, проводили конференции, на которых рассказывали о значимости фабрики-кухни как конструктивистского наследия. Даже удалось привлечь внимание властных структур. Например, Александр Хинштейн привез в 2013 году тогдашнего министра культуры, Владимира Мединского», — делится историей Николай Кислухин.
Здание отличается не только своей историей, но и сложностью устройства для организации музея из-за большого количества окон. Однако, как отмечает лектор, уже сегодня «в серпе производят искусство, а в молоте его потребляют». В одном здании расположены художественные мастерские, в другом — выставочные залы. Помимо них в новом филиале Третьяковской галереи есть небольшой кинотеатр, сувенирный магазин и открытое пространство со своей библиотекой.
Напомним, что открытые самарской фабрики-кухни состоялось 30 мая 2024 года. А к посещению доступна выставка «На вкус и цвет» или «Музей фабрики-кухни».
Эвелина КАЗАКОВА
Фото автора