1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Ищите в первую очередь себя, свою цель, рассказываете честно» — Елена Кондрацкая рассказала писателям, о чём написать свой первый фэнтези-роман

Дата: . Опубликовано в Тема

roman

21 мая школа писательского мастерства Band провела открытый вебинар на тему «О чём написать свой первый фэнтези-роман?». Спикером выступила Елена Кондрацкая — автор бестселлеров «Дивные Берега» и «Сны Истока» (издательство ЭКСМО, «Черным-Бело»), литературный редактор и креативный консультант.

Прежде чем ответить на главный вопрос вебинара, Елена посоветовала каждому автору задать себе другой, более важный вопрос: зачем вы пишите этот роман? Ответ должен быть конкретным, содержать определённую и ясную цель и не звучать размыто. Цель автора — не поделиться своей историей, а донести какую-либо мысль или удовлетворить собственное желание. Цель не обязательно должна быть масштабной, но главное при её постановке быть честным с самим собой.

Следующее, с чем должен определиться автор, это целевая аудитория. Как и в случае с целью, ответ должен быть конкретным. Если автор пишет для всех, то он не пишет ни для кого. Автор не будет знать, кому предлагать свою историю, а издательству в таком случае будет непонятно, кому именно продавать такую книгу.

Чтобы выявить круг своих потенциальных читателей, автору важно определить поджанр своего фэнтези романа, понимать, людям какого возраста придётся по вкусу его история, знать, кому именно будут интересны те темы, что поднимаются в произведении. Чем уже автор определит свою целевую аудиторию, тем точнее он попадёт в цель: история доберётся до читателя и понравится ему.

После определения цели и понимания аудитории Елена перешла к основному вопросу вебинара: как найти свою уникальную историю? Спикер посоветовала авторам не гнаться за трендами и писать именно то, что нравится им самим. Во-первых, тренды — это непостоянная вещь. Популярные темы быстро сменяют друг друга, а книги пишутся долгое время, поэтому шанс попасть в тренд невелик. Во-вторых, история, которую пишет автор, должна волновать и зажигать его самого на протяжении всей работы. Если же он не горит выбранной темой, а попросту хочет попасть в тренд, то автор либо не допишет эту историю в силу своей невовлеченности, либо не добьется желаемого, потому как и читатели не почувствуют искру интереса.

Елена призвала не бояться черпать вдохновение из разных источников: книг, сериалов, фильмов, аниме. На сегодняшний день выдумать что-то своё и оригинальное практически невозможно, всё уже давно придумано. Елена рассказала о семи вечных сюжетах, которые выделил Кристофер Букер: победа над чудовищем, из грязи в князи, туда и обратно, квест, комедия, трагедия, возрождение. В одной истории могут встретиться несколько из этих сюжетов, а то и все. В качестве примера Елена привела «Гарри Поттера» Джоан Роулинг: Гарри сражается и побеждает Волан-де-Морта (победа над чудовищем); сирота оказывается избранным, становится известным волшебником, находит настоящих друзей и любовь (из грязи в князи); главный герой отправляется на поиск крестражей, проходит немало трудностей, а в конце пути возвращается домой — в Хогвартс (туда и обратно); каждый учебный год Гарри предстоит разгадать определённую загадку (квест); в истории немало юмора и забавных моментов (комедия); многие герои погибают (трагедия); в кульминации «Даров Смерти» Гарри и вовсе жертвует собой, но воскресает (возрождение).

Спикер рассказала, что фэнтези можно поделить не только на поджанры, но и на форматное и неформатное.

Неформатное фэнтези отличается своей неопределённостью. Такие книги отходят от устоявшихся жанровых шаблонов, зачастую в них нет сюжета или он нарушает привычную трёхактную структуру, из-за чего подходит узкому кругу читателей. В истории поднимаются неожиданные для фэнтези темы, а персонажи непредсказуемы.

Форматное фэнтези же — это стройная и понятная история. Оно легче в работе для начинающих авторов, так как у писателя есть опоры: история следуют устоявшимся жанровым шаблонам, сюжет имеет чёткую структуру, персонажи часто соответствуют определённым архетипам, а поднятые темы универсальны. Чаще всего такие книги нацелены на широкую аудиторию и легко читаются. Елена подчеркнула, что издательства любят больше форматное фэнтези, так как понятно, как именно позиционировать и продавать такую историю.

Важный элемент любого фэнтези — это мир, в котором происходит сюжет. В соответствии с мироустройством различают высокое и низкое фэнтези. В высоком фэнтези действия происходят в уникальном авторском мире, а в низком — в реальном мире или очень похожем на него. В обоих случаях автору нужно работать с миром и понимать, как его выстраивать. Для упрощения этой задачи Елена рассказала о таблице G.R.A.P.E.S. (автор — Аманда Шлиндвайн). В таблице представлены базовые элементы, которые должны быть раскрыты при составлении мира:

G (geography) — география: как регион и климат влияют на персонажей?

R (religion) — религия: во что верят персонажи?

A (achievements) — достижения: что создала цивилизация?

P (politics) — политика: кто и как контролирует общество?

E (economy) — экономика: ресурсы и деньги.

S (society) — социальная структура: как устроено общество?

roman 1

Каждый пункт содержит в себе базовые вопросы, на которые должен ответить автор, чтобы составить скелет своего мира. Елена посоветовала добавлять и свои вопросы, чтобы сделать мир объёмнее и ярче.

Елена отметила, что мир в истории — это не декорация, а отдельный продуманный персонаж, поэтому те точки, из которых состоит мир, не должны существовать сами по себе. Они должны быть связаны между собой, дополнять и раскрывать друг друга. Мир не существует сам по себе, а взаимосвязан со всеми другими составляющими истории.

После продумывания мира и системы G.R.A.P.E.S. Елена перешла к не менее важному элементу фэнтези-истории — к магии. Елена рассказала о делении магии, которое предложил Брендон Сандерсон. Тот разделял магию на мягкую и жёсткую.

Мягкая магия не имеет чётких правил, она работает интуитивно, а её результаты непредсказуемы. Такая магия создаёт большой простор для творчества, даёт и автору, и читателю ощущение таинственности и чуда. Но её главный минус — это трудность в описании и объяснении для читателя.

Жёсткая магия отличается конкретными и нерушимыми правилами, в ней действуют ограничения, она понятна и предсказуема. Такая система магии может создать сложные конфликты, она интересна читателю для изучения, однако может выглядеть не слишком «волшебной», а более «научной». Елена же не считает «научность» жёсткой магии её минусом, так как законы, объясняющие волшебство, делают его понятным и достоверным для читателя.

Мир, магия, сюжет, персонажи — всё это должно органично вписываться в историю и взаимодействовать друг с другом. Центральный элемент происходящего и движущая часть — это конфликт.

Существует три вида конфликта: глобальный — масштабные проблемы, захватывающие всё общество; межличностный — отношения между персонажами; личностный — внутренние терзания героя. Конфликтов может быть несколько, что делает историю объёмной, но произведение может содержать и один конфликт.

Все элементы рукописи должны работать именно на конфликт. Действия персонажа направлены на разрешение конфликта, который раскрывается в сюжете, мир и магия создают, направляют или ограничивают конфликт.

Елена также затронула такую тему, как баланс автора с самим собой. Писатель должен не только понимать, что и зачем он делает, но и осознавать свою уникальность. Никто не напишет его историю, кроме него самого. Елена посоветовала авторам ничего не бояться, особенно осуждений, и призвала писателей быть собой и писать именно то, что им нравится.

В конце вебинара Елена ответила на вопросы и дала ещё несколько дельных советов для авторов. Писательница уверена, что это нормально, когда в процессе работы и редактуры рукопись меняется чуть ли не полностью, потому как автор тоже претерпевает изменения. Елена вернулась к вопросу о страхе и порекомендовала не бояться перемен, а смело творить.

Елена отметила, что ретеллинги отлично подходят для начинающих авторов в силу своих известных элементов. Но в случае работы над этим жанром писателям стоит взглянуть на известные истории под другим углом, менять их и задавать вопрос: «А что, если?..».

По словам Елены, одна из основных ошибок начинающих авторов фэнтези — это не читать книги своих коллег или не читать вообще. Елена порекомендовала больше читать, чтобы наглядно видеть, как работать с определёнными элементами, как распознавать клише, как их адаптировать под себя.

Марина ЗУЙКОВА