1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Тетрис» режиссёра Джона С. Бейрда — геополитический триллер о создании культовой компьютерной головоломки

Дата: . Опубликовано в Тема

tetris

«Я играл в нее пять минут и до сих пор вижу ее во сне!» — восклицает предприниматель Хенк Роджерс (актер Тэрон Эгертон) в сцене из нового фильма Apple TV+ «Тетрис», вышедшего на платформе 31 марта. Роджерс пытается убедить инвестора вложить миллионы, чтобы получить международные лицензионные права на игру. «Это поэзия, — восторженно добавляет он. — Искусство и математика работают в волшебной синхронности».

В фильме, действие которого происходит в 1980-х годах, отважный Роджерс летит в Советский Союз с миссией вывести «Тетрис» — игру, которая поразила его на выставке, — за железный занавес, на Запад. Встретившись с создателем игры Алексеем Пажитновым в Москве и заключив с ним партнерство, они начинают борьбу за лицензию на игру.

Фильм «Тетрис» — это не просто история создания игры, а скорее геополитический триллер, в котором тетрис является сюжетной отправной точкой. Тем не менее, фильм рассказывает и о глобальном влиянии на индустрию видеоигр культовой головоломки, и о том, что она продолжает очаровывать геймеров спустя десятилетия с момента создания.

По описанию геймплей «Тетриса» не кажется таким уж захватывающим, как, например, у постапокалиптической эпопеи Last of Us или GTA. Тем не менее, «Тетрис» — самая портируемая игра всех времен, то есть игра, преобразованная для использования на самых разных устройствах и платформах, и один из самых коммерчески успешных игровых релизов с ошеломляющими 520 миллионами копий, проданных по всему миру. Так что же делает «Тетрис» так называемой «идеальной» видеоигрой, как говорит об этом персонаж Эгертона в фильме?

Чтобы по-настоящему понять, как «Тетрису» удалось завоевать сердца миллионов игроков по всему миру и стать предметом нового голливудского фильма, важно проследить его корни. Многие считают, что «Тетрис» был создан японским издателем видеоигр Nintendo, на самом деле это была работа скучающего советского программиста Алексея Пажитнова. Прообраз «Тетриса» он создал в 1984 году, чтобы немного развлечься и снять напряжение, связанное с работой в Академии наук Советского Союза в разгар холодной войны. Несмотря на то, что он использовал примитивный компьютер «Электроника 60», который не мог создавать графику, Пажитнов использовал символ скобок на своей клавиатуре, чтобы воспроизвести кирпичи.

В основе нового фильма «Тетрис» лежат отношения между Роджерсом (Эгертон) и Пажитновым (Ефремов), которым удается вывести видеоигру из-за «железного занавеса» в то время, когда политика страны была антикапиталистической и воинственной по отношению к Западу.

Вместо того, чтобы снимать фильм о «Тетрисе» как видеоигре, режиссер фильма Джон С. Бэрд был очарован этой человеческой историей, которая привела к появлению игры. В основе фильма лежит история двух парней, которые пришли из полярно противоположных миров, но в итоге сумели создать эту обаятельную игру, завоевавшую весь мир.

В фильме Роджерс изображен как человек, который верил, что «Тетрис» станет не только популярной игрой, но и отправной точкой для Советского Союза, чтобы остановить холодную войну и принять глобальный капитализм. В одной из сцен он дерзко спрашивает офицера КГБ: «Разве вы не хотите показать миру, что Советский Союз — это нечто большее, чем ракеты и военная мощь?».

Влияние же самой видеоигры «Тетрис» на гейм-индустрию сложно переоценить. Это влияние можно проследить в таких культовых хитах, как Minecraft, Angry Birds и Candy Crush Saga. По сути, «Тетрис» способствовал формированию жанра головоломок в видеоиграх.

Алия ХУСАИНОВА

Материал написан в рамках учебного проекта «Безнең тавыш | Наш голос»