«Мы отыгрываем ваши истории из прошлого, чтобы понять, как поступать в будущем»: в Казани состоялся плейбэк-перформанс
Тема личных границ становится на сегодняшний день все более актуальной. Какие они, эти границы? Насколько широко можно их раздвинуть, какие эмоции испытывать при их нарушении? Обо всем этом рассказывали актеры плейбэк-театра «Обратная связь» 13 мая на перформансе «Личные границы».
Представление проходило в небольшом зале, оформленном в зеленых тонах, перед сценой в несколько рядов расставлены стулья, за сценой висит проектор с символикой театра. Пока гости собираются, звучит красивая музыка, исполняет ее музыкант Рик на синтезаторе. Он же будет аккомпанировать на протяжении всего спектакля — задавать тон выступлению актеров, накалять эмоции, подчеркивать слова и действия.
Актеры выходят на сцену, всего их четверо — Мишель, Ольга, Тимур и Игорь. Каждый из них в этот вечер постарается отыграть истории, рассказанные зрителями, станет проводником из прошлого в будущее.
Они же и берут первое слово — зрительские голоса смолкают и начинают звучать монологи. Конечно, о личных границах. Игорь рассказывает о том, как не смог отказаться от предложения сыграть главную роль в спектакле, хотя делать этого совсем не хотел: «Я не умею отказывать людям, я не умею говорить нет. Я сыграл главную роль, через боль. Другой мог бы отказаться, но не я». Музыка звучит обнадеживающе, устрашающе. История Мишель о том, как по достижении совершеннолетия она поняла, что у нее появилось право голоса. Тимур повествовал о том, как из-за несовпадения его желаний с желаниями будущей жены ему пришлось отказаться от возможности путешествовать и жить в разных странах. Ольга показала, что с покупкой квартиры в ипотеку у нее появились не только финансовые ограничения, но и новые возможности, она научилась просить о помощи других людей.
После такого разогрева, подводки к теме перформанса, к зрителям вышла Ирина, кондактор (ведущий представления), сегодня она будет посредником между зрителями и актерами. Стандартный рассказ о том, как проходят подобные перформансы: в первой части зрители с места рассказывают свои истории, отвечая на вопросы ведущего, актеры отыгрывают услышанное, во второй части одного из людей приглашают сесть на стул рассказчика и рассказать свою, возможно глубоко личную историю.
И вот первые вопросы и первые истории о том, с какими эмоциями и ожиданиями люди пришли сегодня на перформанс, о моментах, когда личные границы были нарушены и что при этом человек чувствовал. Парни и девушки, мужчины и женщины поднимают руки, открывают залу воспоминания. Вдруг между частями неожиданный посыл к зрителям: «Поделитесь с кем-то незнакомым из зала своей историей о расширении личных границ и достижении большего благодаря этому». Зал на несколько секунд замер в смятении, но почти сразу пространство вокруг наполнилось множеством голосом, первыми фразами знакомства и рассказов — действительно выход из зоны комфорта!
Актеры продолжают отыгрывать услышанное: ситуации, в которых зрителям было хорошо, но казалось, что другие люди почувствуют себя плохо, истории о нарушении границ родственниками и даже животными. Музыка не перестает играть и соответствует действиям актеров и разыгрываемым воспоминаниям: иногда будто скачет, вызывает внутреннюю тревогу и накаляет ситуацию, актеры ускоряют речь и движения, мелодия — за ними, иногда способствует нарастанию интриги, а иногда просто течет в пространстве легко и свободно.
Под конец зрители озвучивают свои эмоции от представления: кто-то смеялся, а может быть плакал, узнав в чужой истории собственную, кто-то искренне благодарил актеров, а они, в свою очередь, не остались в стороне — показали людям их же обратную связь от перформанса: «Обычно я ухожу на половине спектакля, как видите, я еще здесь!», «Я могу быть тем, кем захочу», «Может, когда-нибудь я открою свое сердце», «Все границы у меня в голове».
— Это уже четвертый или пятый их спектакль, и каждый раз мне интересно в этом театре, — рассказала зрительница Лиза. — Оказывается, в этом мире важнее всего не материальные ценности, а эмоциональные. Буквально за полтора часа ты проживаешь целую жизнь. Находясь здесь и сейчас, мы можем смотреть на прошлое и уже видеть будущее. Благодарим, желаем успехов! Очень хочется, чтобы у нас в Казани такой театр существовал и процветал, чтобы люди помогали материально.
— У плейбэка в Казани довольно долгая история, — соорганизатор театра Марина рассказывает о его создании. — Насколько я знаю, было несколько попыток запустить это направление в городе, но все как-то быстро сворачивалось. Плейбэку все не получалось "взять " Казань, и только наш курс в итоге завершил полное обучение — год и месяц — и получил сертификаты плейбэк-практиков. После этого часть группы организовала театр "Обратная связь ", другая часть ушла в более свободное плавание, они тоже время от времени собираются и играют перформансы.
В данный момент «Обратная связь» является первым и единственным театром в городе. Существуем мы семь месяцев, в составе театра находятся восемь плейбэк-практиков. Каждый из нас может быть и актером, и ведущим перформанса — кондактором, и даже музыкантом. Всему этому обучают по программе. Нам повезло, что у нашего театра есть свой несменный музыкант — Рик, поэтому самим эту роль исполнять еще не приходилось.
Театром управляет так называемый "совет". В него входит большая часть участников в данный момент. Между ними распределены разные административные обязанности, принятие решений происходит посредством голосования.
— Как возникают идеи для будущих постановок?
— Темы для перформансов могут выбираться разными способами. Если это заказной перформанс, тему определяет заказчик, а мы уже обсуждаем, кому из участников это близко или же кто лучше сможет ее раскрыть. Так выбирается ведущий перформанса. Поэтому важно, что в плейбэк-театре состоят люди разных профессий, имеющие разнообразный опыт, социальный статус и взгляды.
С творческими перформансами — это те, что мы проводим каждый месяц, — больше свободы. Здесь каждый из нас может предложить тему, которая ему интересна. Например, перформанс «Личные границы» предложила сделать Ирина, она была его ведущей, ей хотелось об этом поговорить.
Бывает другой подход, где мы отталкиваемся от внешнего повода. Февральский перформанс «Это по любви» был посвящен Дню Святого Валентина, и здесь мы уже обсуждали, кому тему любви будет раскрыть интереснее и ближе. Принцип похож на работу с заказными перформансами, с одним отличием: если тема будет чужда всем участникам, мы можем ее поменять.
Есть вариант спросить у зрителей, о чем бы хотелось поговорить им. Мы пока не пользовались такой опцией, но, думаю, обязательно попробуем это в будущем.
Ляйсан ФАТЫХОВА
Фото Марины