1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Как быть с тем, что нами управляют соцсети?

Дата: . Опубликовано в Тема

dilemma

Документалка «Социальная дилемма» от Netflix заставит каждого зрителя задуматься над этим. Да, да, именно заставит. Как иронично и парадоксально, что повествование о зомбировании человечества выпускает очередной IT-гигант с собственным алгоритмом.

И раз уж я сразу начала с любимых колючих вставок, разложу все по полочкам:

слишком.

много.

драмы.

Да, интернет-проекты дышат благодаря рекламе и, разумеется, в их интересах задержать нас в онлайне подольше. Да, существуют алгоритмы, которые из-за этого анализируют наши интересы и выдают «нужное». Но скажи мне, ты ли, человек XXI века, повзрослевший в интернете и наверняка уже не представляющий без сети жизнь, ты ли об этом не знал? (Или, на крайний случай, даже не догадывался?) Абсурд.

Так строится бизнес. Наше время в сети — чей-то хлеб. Когда ты варишься в этой сфере, а инфобизнес сейчас набирает нехилые обороты, — это становится и твоим хлебом.

Ты блогер или у тебя свой материальный бизнес. Ты настраиваешь себе таргетированную рекламу, думая, что так поможешь людям, которым ты нужен (правда нужен) найти тебя проще и быстрее. Но настраивая ее, ты становишься частью системы. Системы управления людьми. Это и есть алгоритм в чистом виде. Не задумывался? А зато сколько раз при просмотре фильма подумаешь, что Facebook — игрушка Люцифера, озвучивать лучше не буду.

Пройдемся по алгоритму. Есть минусы, безусловно, как и у всего в этом мире. Когда человек, который разрабатывал «лайк» ради улыбки людей, осознает, что теперь недостаток сердечек вызывает у кого-то комплексы и расстройства — страшновато, конечно.

Самое страшное, что ОН (алгоритм) слишком автоматизирован. Когда, пытаясь удержать тебя, ОН начинает выдавать тебе fake news. Сначала понемногу, потом больше. Шаг за шагом полностью меняя тебя. Вот это уже дерь… драма. Но алгоритм в этом не виноват, и его создатели тоже.

Фейковая информация — заслуга людей. Проблемы сидят внутри людей. Фильм нам словно демонстрирует, что социальные сети несут ответственность за все проблемы общества. Это не так. И вот это и есть настоящая социальная дилемма.

В чем же задачи картины и ее создателя? Решения проблемы нам никто не предоставляет. Если же задача — поднять саму проблему, то потратить 1,5 часа только на это — слишком большая трата времени. Уместен был бы какой-нибудь организованный призыв к действию: запустить хэштег или организовать любую другую тусовку.

Этого нет. Тебя просто нафаршировали страшными фактами, как все плохо, и отправили самому с этим разбираться. Как это решить? — мы сами не знаем. Попадаемся ли сами в ловушки алгоритма? — да, постоянно.

Как итог, фильм — интересная работа, стимулирующая начать держать в голове мысли о проблеме. Но для того, чтобы прийти к какому-то логическому решению к титрам или действиям после просмотра, — не продуман.

Да, все эти алгоритмы — мощная система, которую все сложнее контролировать. Система выдает тебе «зло» не потому, что хочет поработить, а потому, что посчитала это интересным для тебя. И не ошиблась, раз ты это с аппетитом поглощаешь. Вот тут, думаю, и надо копать.

Валерия ГАРНЫШЕВА

Изображение: thesocialdilemma.com