Белая голубка Кордовы
Свое знакомство с творчеством писательницы Дины Рубиной я начала именно с романа «Белая голубка Кордовы». Меня сразу же поразила искусная манера изложения фантастических событий, происходящих в книге, глубокое знание искусства, умение заинтересовать читателя необычными деталями. Это поистине роман об искусстве, написанный знатоком.
«Белая голубка Кордовы» рассказывает о Захаре Кордовине — человеке, живущем в двух жизнях одновременно. В одной из них он почитаемый преподаватель и эксперт, в другой — эксцентричный художник-фальсификатор. Сложности судьбы Захара, его приключения и описаны в книге. На мой взгляд, роман посвящен раскрытию сразу двух тем: поиска способа реализации таланта художника и поиска смысла жизни. Обе темы актуальны для нашего времени, и, как мне кажется, освещаются автором довольно интересно, динамично, с некоторым эзотерическим уклоном, но гармонично и непротиворечиво.
В современном мире мы вправе самостоятельно выбирать свое мировоззрение: можем верить в Иисуса, в солнечно-радужного Кришну или считаем реальной психологическую теорию Юнга. Что же выбрать?! Раскрыть свою историю, понять, принять и научиться прощать себя, раскрыть смысл своей судьбы в свете судеб своего рода на разворачивающемся историческом фоне — именно эту задачу решает главный персонаж романа, Захар Кордова.
В образе Захара, как мне кажется, очередного «героя нашего времени», заметны также черты героев Эрнеста Хемингуэя и Генри Миллера: он независим, честен, благороден, вечно странствующий и постоянно впутывающийся в истории, где необходимо бороться, рисковать, убивать и убегать. Новизну этому образу придает то, что он — персонаж отечественный, взращенный у нас. Меня особенно заинтересовало, как психологически тонко прописан Рубиной процесс становление личности главного героя — его взросление, его поиски себя как творца в современном постмодернистском обществе.
Завораживающая история рода, раскрытие тайн которого приведет Захара к принятию своей судьбы, мастерски выписана автором, а детективная канва романа держит читателя в постоянном напряжении. По ходу расследования мы вместе с Захаром погружаемся в таинственную тьму средних веков, где правят балом смелые пираты, затем боремся за выживание в блокадном Ленинграде, приходим в себя в провинциально-картинной Виннице, взрослеем в перестроечном Петербурге и переносимся из одного прекрасного зарубежья XXI века в другое. Надо отдать должное автору — все переходы от эпохи к эпохе выписаны в разных стилях, качественно, а образы людей и городов портретны и убедительны.
Отдельно я хотела бы сказать о раскрытии темы художника: как писать после гениев — Эль Греко, Рубенса, Ван Гога...? Ответ на этот сложный вопрос, который дает Дина Рубина, говорит о том, что автор романа подошла к исследованию на высоком уровне осмысления.
Упоительны пейзажные описания романа — природы, красот Рима, Венеции и других знаковых мест, где вершит свою судьбу главный герой.
И просто великолепен финал романа — это не точка, это громкое эхо многоточия…
Арина ЗУДИНА
Фото: www.snob.ru