1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Загадки Вселенной с Мартином Рисом

Дата: . Опубликовано в Тема

six numbers

Книга писателя Мартина Риса «Всего шесть чисел. Главные силы, формирующие Вселенную» затрагивает тему нашей галактики и всех процессов, происходящих в ней. Автор рассуждает о том, насколько точно выстроены шесть важнейших чисел, отвечающие: за размер Вселенной; прочность связанных в ней атомов; количество вещества; космическую антигравитацию; две фундаментальные энергии и количество пространственных измерений.

С самого начала книги автор задается вопросом, связаны ли эти числа между собой, будет ли когда-нибудь выведено уравнение, включающее все шесть чисел, а также рассуждает об: ускорении расширения Вселенной; существует ли разумная жизнь в других галактиках; существуют ли другие Вселенные или определение «мультивселенная» всего лишь выдумка и пустая теория; есть ли граница у нашей Вселенной; что происходило до Большого взрыва; а также как и из чего образовалась наша галактика.

Рассуждения автора заставили меня задуматься вместе с ним о загадках космоса, понять, насколько сложна и кропотлива системная работа астрономов с телескопами, а также попробовать представить себе, что находится за той гранью Вселенной, до которой наше человечество путем упорных работ и научных открытий уже сумело добраться и что смогло доказать.
Тема космоса, равно как и загадка нашего происхождения, которая также затрагивается в книге, привлекла меня. Поразительно то, что 90% Вселенной остаются неизведанными. Понятие темного вещества или черных дыр — большая загадка для ученых, хотя известно множество их физических характеристик и способов обнаружения.

С точки зрения простоты и доступности читать книгу мне было достаточно нелегко, так как автор, рассказывая о физических законах, оперирует  узкоспециализированными терминами. Даже если хорошо понимать, что они обозначают, и суметь представить картину какого-либо процесса в голове, «проглотить» книгу за короткое время не удастся, хотя она чрезвычайно увлекательна.

Единственный недостаток, который я выявила при прочтении книги — периодические повторения материала в разных главах, но уже в новых интерпретациях.

Вполне вероятно, что Мартин Рис, таким образом, возвращает читателя к главной идее своего сочинения: шести числам, так точно настроенным. Астрофизик часто приводит интересные сравнения из различных научных областей, задает в начале глав вопросы, на которые подробно отвечает.

Интересно читать о его собственных догадках, предположениях: так, возникает чувство диалога, будто он интересуется у читателей, что они думают на этот счет, согласятся ли с ним или же станут приверженцами идеи другого ученого, а может мнения большинства.

Автор, однозначно, пробудил у меня интерес к научно-популярной литературе. У некоторых читателей присутствует заблуждение, что подобные книги слишком «умные» и «научные», они отдают предпочтение литературе попроще и считают, что научно-популярный жанр их не захватит. Но тема космоса по-прежнему остается актуальной и интересной.

Арина ЗУДИНА