Ползущий по лезвию 2049: хроника провала франшизы
«Бегущий по лезвию», безусловно, является одним из самых известных фильмов в истории Голливуда. Тем не менее, его репутация среди почитателей искусства кино неоднозначна. Основная претензия кинокритиков возникает к Харрисону Форду — исполнение главной роли далось ему нелегко. Сам актёр это отрицает, называя провокацией.
В 2017 году, спустя аж тридцать пять лет после выхода оригинальной киноленты, зрителю представили её продолжение.
Дени Вильнёв, его режиссёр, повторил абсолютно каждое «достижение» первого фильма. Его картина так же, как и та, что на 35 лет старше, поделила зрителей на два лагеря, и подверглась критике за унылый и тянущийся темп повествования. В этой же статье будут рассмотрены обе ленты и подробно изучены их кассовые провалы.
Производство первого «Бегущего» — классическая история про «вопреки и изо всех сил». Если верить слухам, которыми и так полнится бэкграунд киноленты, то до драки на площадке ни разу не дошло лишь по счастливой случайности. Чаще других избить хотели режиссёра: основная причина в том, что он был англичанином, а значит, накостылять ему было «почётно».
Сам Ридли Скотт, что интересно, снимать «Блейдраннера» не горел желанием. Он планировал работать над «Дюной» — бюджет побольше, и ограничивать талант режиссёра никто не собирался. Но Дюна буксовала, а Ридли Скотт не привык работать над одним проектом в течение нескольких лет. Заметив, сколько времени пройдёт до старта съёмок желанного фильма, Скотт пересмотрел своё мнение касательно «Бегущего», первоначальный отказ продюсерам объяснив «внезапным помутнением». Постановщика кассового «Чужого» заиметь в кресле режиссёра было вполне себе востребовано, и с капризами Ридли спорить никто не стал.
Присоединившись к проекту, новый режиссёр стал менять сценарий. Например, Скотт хотел, чтобы персонаж Харрисона Форда в концовке устроил перестрелку из всего доступного оружия, и все свои культовые фразы персонаж Хауэра унес бы с собой, улетев с высокого американского дома. Просто, чтобы было «круто и неожиданно». Сценарий, таким образом, переписывали много раз, чтобы получить то, что увидел зритель. Сперва, правда, Скотту пришлось уволить сценариста.
Главную роль должен был исполнить Дастин Хоффман. Ему нравилась идея, но он завалил режиссёра разного рода поправками и корректировками. Топтания на одном месте Скотт не выдержал, и Хоффману пришлось прекратить съёмки в «Бегущем».
Появление Харрисона Форда в «Блейдраннере» часто сравнивают с именами Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга. Поскольку Форд уже снялся в таких больших картинах, как «Звёздные Войны» и «Индиана Джонс», он хотел сняться в более серьёзной и драматической роли, дабы доказать, что он тоже актёр.
Сработаться с Фордом режиссёр так и не смог — их конфликт на съёмочной площадке неоднократно чуть не привёл к драке. Чтобы Форду было «комфортнее», хитрый Скотт подписал Шон Янг, и с ней у актёра тоже на заладилось. Агрессия по отношению к Янг у него была ещё выше, поскольку считал он её весьма посредственной и неизвестной актрисой, не понимая, зачем вообще её позвали на съёмки. Хорошо было только Рутгеру Хауэру, которого и подписали без прослушиваний, а потом ещё и разрешили непозволительную роскошь, за которую других актёров жестоко наказывали — ему разрешили импровизировать.
Скотт любил делать изнурительно много дублей, даже слишком много для одной сцены — и так со всеми. Неудивительно, что в скором времени его возненавидела вся группа. Это обстоятельство и привело к знаменитой войне футболок на площадке — члены группы надевали футболки, которые оскорбляли Ридли Скотта, он в свою очередь носил одежду со слоганами, восхваляющими англичан и принижающими американцев.
Все эти моменты сказывались на сроках производства и, как следствие, привели к испарению первоначального бюджета на съёмки. Ударило это, в первую очередь, по Баду Йоркину и Джерри Перенчо, продюсерам, отвечавшим за своевременное завершение съёмок.
Писатель Филипп Дик, чей роман лёг в основу ленты, при жизни увидел лишь двадцать минут экранизации. Он умер в марте 1982 года, и не успел ознакомиться с готовым фильмом. Но те двадцать минут, что он увидел, нашёл замечательными.
Тестовые группы, собранные для просмотра полной ленты, не были с ним согласны. Фильм считался унылым, непонятным и занудным. Это привело к тому, что фильм в конечном итоге был значительно порезан. Таким образом, американский прокат принёс «Бегущему» 27 миллионов, что считается провальным при бюджете в 28. В мировом же прокате фильм взял 14, что не сильно улучшило ситуацию. Критики разбомбили фильм, часть продюсеров осталась ни с чем, а мелкие компании, причастные к производству фильма, просто испарились.
Всё кардинально поменялось десять лет спустя. Тогда все личности, что отличились на производстве фильма, внезапно стали большими талантами, а сам фильм окрестили неслыханным шедевром. Прилавки магазинов заполнились различными режиссёрскими версиями, последняя из которых вышла в 2007 и имела название Final Cut.
Естественно, шум вокруг ленты намекал на то, что его продолжение станет хитом, и эта мысль не давала продюсерам покоя, что и привело в конечном итоге к созданию «Блейдраннера 2049».
Попытки запустить производство сиквела стали предпринимать ещё в начале нулевых, и в режиссёрское кресло хотел вернуться сам Ридли Скотт. Время шло, сценарий менялся, а дело так и не клонилось к съёмкам. Было много идей, в том числе и перемещение съёмок в Россию. В 2015 к съёмкам фильма присоединился Дени Вильнёв. Он утверждал, что в своё время отказался от работы над многими сиквелами, но всегда любил «Бегущего», поэтому просто не мог отказаться от предложения работы над его продолжением.
Он рассказывал, что в начале съёмочного процесса сам Ридли Скотт часто присутствовал на площадке и давал советы. Вильнёв постоянно находился под давлением и со временем просто не мог выносить Скотта. По слухам, второй уступил место Вильнёву только потому, что ему нужно было работать над другим фильмом — «Чужой: Завет». Занятость Скотта этим фильмом отодвигала выпуск «Бегущего 2049», на что уже студия была не согласна.
На съёмках нового «Бегущего» не было проблем первого фильма. Вильнёв не из тех режиссеров, что делает сотню дублей одной сцены, его известность была выше, чем у Ридли в 1982.
Но потом состоялись тестовые показы. Страшных слухов о них не было. Было лишь заявление Вильнёва о том, что окончательный монтаж фильма будет продюсерским, а также его более поздние слова о том, что режиссерской версии не будет вовсе. Он доволен тем, что получилось, и смысла в чём-то ещё не видит. Это идёт вразрез с тем фактом, что его первый вариант шёл 4 часа и был разделён на два фильма.
В прокат «Бегущий по лезвию 2049» вышел в 2017 году, заняв на старте первое место. Уже на второй неделе он был сдвинут ужастиком «Счастливого дня смерти», а дальше «Бегущий» продолжил терять аудиторию. Критики от увиденного в этот раз остались в восторге.
Провал же его списывают сразу на несколько моментов, в том числе на переоцененность кассового статуса первого «Бегущего» — на сиквел выделили слишком большой бюджет для ограниченного рейтинга. Ридли Скотт считает, что фильм провалился из-за затянутого хронометража, который нужно было уменьшить минут на тридцать. Вильнёв же в свою очередь утверждает, что снимал самый дорогой артхаус в истории, понимая, что кино точно провалится.
Каждая из этих точек зрения имеет право на жизнь — если бы бюджет смогли уменьшить на 50 миллионов долларов, и уложить хронометраж в два часа, на кассе это могло бы сказаться положительнее. Зрительские оценки нового «Бегущего» идентичны приквельным, но оценки эти не до конца отражают действительность. Таким образом, большинство зрителей, которые идут в кино, просто чтобы его посмотреть, а не проникаться стилистикой и искать отсылки, ждёт разочарование.
Вячеслав ВЕСЕЛИН