1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Что такое выученная беспомощность и как с ней бороться?

Дата: . Опубликовано в Тема

Периодически мы слышим, как люди вокруг произносят фразы: «У меня это точно не получится», «Не буду даже пытаться, это бессмысленно» или «У меня нет выбора». Создается впечатление, что такой человек просто не готов брать на себя ответственность, он ленив и безынициативен. Не торопитесь навешивать ярлыки и обвинять ближнего в безволии.

Прошло более 50 лет с того момента, как американский психолог Мартин Селигман кардинально поменял представление общественности о человеческой воле и ввел в науку понятие «выученная беспомощность». Все началось с опыта над собаками, базирующегося на идеях И.П. Павлова. В ходе своего эксперимента Мартин Селигман хотел изучить условные рефлексы страха на звук высокого тона. Эксперимент заключался в следующем: собак разделили на три группы и поместили в специальные клетки. По полу пустили не смертельный, но болезненный ток. Первая группа собак просто сидела взаперти и не подвергалась воздействию электрических разрядов. Вторая группа могла прекратить подачу тока нажатием специальной кнопки. Собаки из третьей группы не имели возможности повлиять на ситуацию и терпели болевые воздействия до тех пор, пока вторая группа не нажмет на кнопку. После этого всех животных перевели в пространство, которое было разделено на две части невысоким барьером. В одной половине комнаты пустили ток, во второй части ничего не происходило. Перегородка была достаточно низкой: каждая из подопытных собак спокойно могла ее перепрыгнуть. Собаки из первой и второй группы достаточно быстро перепрыгнули через перегородку и избавили себя от болезненных ощущений. Подопытные из третьей группы, которые с самого начала эксперимента не могли своими действиями повлиять на ситуацию, ложились на пол и скулили. Даже при увеличении разряда животные не пытались перепрыгнуть барьер и продолжали лежать на полу.

Эксперимент помог Мартину Селигману открыть феномен выученной беспомощности и сформулировать механизм его появления. В ходе дальнейших исследований ученые выявили наличие данного синдрома у людей. Суть синдрома можно сформулировать следующим образом: предыдущий жизненный опыт, в котором у человека не было возможности влиять на происходящее, приводит к пассивности и нежеланию управлять своей жизнью. Беспомощность вызывает не травмирующие события, а опыт их неконтролируемости. Люди, которые на протяжении долгого жизненного периода терпят неудачи и убеждаются в том, что их действия ни на что не влияют, перестают что-либо делать. И даже если происходящие вокруг события бьют током, такие люди выбирают путь смирения.

Избавиться от синдрома выученной беспомощности — нелегко. Но сделать это возможно. Существует два эффективных способа борьбы с синдромом: когнитивно‑поведенческая терапия и выученный оптимизм. Первый способ подразумевает проработку проблемы с психологом. В ходе терапии специалист поможет выявить причины возникновения выученной беспомощности и проработать их. Второй способ борьбы с выученной беспомощностью заключается в том, чтобы научиться воспринимать происходящее конструктивно и объяснять самому себе, что в неприятных событиях нет вашей вины. Концепция «гибкого оптимизма» частично снимает с человека ответственность за происходящее, в результате чего ему легче предпринять первые шаги к реализации задуманного.

Анастасия ЧЕБРОВА