1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Царская невеста» — судьба человека в эпоху жестокости

Дата: . Опубликовано в Тема

teatr

На сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля проходит опера «Царская невеста» либретто Н. Римского-Корсакова и И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея. Сочинение оперы началось в 1898 году, со следующего она уже состоялась в Московской частной опере Саввы Мамонтова. В Казани представлена постановка 2019 года под руководством Михаила Панджавидзе.

Эпоха Ивана Грозного наконец нашла отражение в историях судеб конкретных людей от самого царя до народа. Почти все герои упоминаются в исторических текстах, хотя отношения между ними вымышлены автором. Основой сюжета стала реальная история о третьей женитьбе царя. В 1571 году он решил найти жену среди русских девушек. Смотрины происходили в Александровой слободе, где из двух тысяч самых красивых Грозный выбрал двенадцать кандидаток, а позже объявил о помолвке с одной из них — Марфой Собакиной. История о болезни Марфы от снадобья также реальна. Свадьба состоялась, но жена умерла от неизвестного недуга. Предположительно, снадобье стало местью его предыдущих жен.

Остроту сюжету добавило сочетание политического контекста с «живыми» любовными чувствами людей. Его центром стала «трагедия страстей» — любовная интрига Марфы, Григория Грязного, Любаши и Лыкова, охватывающая и всех остальных героев. Марфа Собакина, дочь новгородского купца Василия Степановича, мечтала о тихом счастье со своим женихом — боярином Лыковым. Свадьба состоялась бы, не приглянись Марфа царю в качестве очередной супруги. Сюжет открывается тайной любовью Григория Грязного к недоступной и уже сосватанной Марфе. Чувство доводит его до безумства и поиска приворотного зелья. Ситуация накаляется обидой его любовницы Любаши, готовой на все ради возвращения своего избранника с помощью уничтожения красоты той, на кого он ее променял. Однако любовный треугольник разбивается появлением Грозного. Драма разрешается подмененным зельем и безумством той самой прекрасной и всеми любимой Марфы. Стоит отметить фигуру Грозного. Он появляется на сцене три раза, разворачивая сюжет иначе, как «лицо без речей», ведь в то время цензура запрещала показывать царей поющими на сцене.

Опере неслучайно дали название не в честь имени героини, Марфы Собакиной, а обезличенное — «Царская невеста». В образе Марфы отражено отношение власть имущих к своей стране через призму отношения царя к выбору невесты. Ведь если бы подмены зелья не случилось, судьба Марфы была бы не менее трагична. В ее образе отражена Россия, которой придется еще немало пострадать. Уверенность в собственной безнаказанности, вседозволенность, право управлять чужой жизнью приводят к искажению чужих судеб. Это показывается и через собирательный образ опричнины, от которой буквально сбегает толпа людей на улице. Это можно назвать отражением духа того времени — силы, но не правильной и справедливой, а злой, циничной, грубой, силы для себя, а не для народа. История раскрывает человеческую душу, войны людей внутри самих себя с собственными чувствами.

Стоит обратить внимание на несколько сцен оперы, как ключевых, так и не самых важных для сюжета, но имеющих значение для понимания идеи. Опера открывается «пирушкой» Грязного по поводу неудачи сватовства с Марфой. Не получив желаемое, герой напивается и собирает людей, чтобы жаловаться им на свою судьбу. Образ Григория от внешнего вида до баритона (Станислав Трифонов) отражает грубость, силу, отчасти даже пугающее мужество.

Первое действие завершается криком обиженной Любаши: «Ох, отыщу же я твою колдунью и от тебя ее отворожу!». Актерская игра Екатерины Сергеевой поражает реалистичностью, хотя в это несложно поверить — ревность, злость и отчаяние знакомы каждому человеку во все времена. Покинутая любовница готова на все ради возвращения Григория. Это показано и в сцене разговора Любаши с царским лекарем Бомелием. Он буквально требует ее тело и честь взамен на зелье, способное уничтожить красоту соперницы, на что она соглашается почти безоговорочно. Унижение и стыд смешаны с решимостью, и это вызывает противоречивые чувства у зрителя. Силу чувств девушки можно понять, но стоит ли любовь человека, которому она не нужна, такой цены? Второе действие снова завершается отчаянным зовом Любаши: «Смеется... О, заплатишь же ты мне за этот смех!».

Фигура царя устрашает в каждой из трех сцен его появления. Когда Марфа встречается с ним в первый раз, она чувствует на себе тяжелый, пристальный взгляд, от которого становится не по себе.

Несомненно, самая сильная сцена оперы завершает ее. Марфа (Венера Протасова), уже отравленная зельем, едва стоит на сцене, допевая последнюю арию. Далее действия происходят одно за другим, динамика отражает безумство происходящего. Григорий Грязной, самолично подставивший и казнивший Лыкова за якобы отравление невесты царя, признается в своем деянии при всем народе. И его мотивы вроде бы ясны, однако отчаявшаяся Любаша не может остаться в стороне. Выбегая на сцену, она кричит, что подменила зелье с приворотного на яд. Она могла бы остаться невиновной, но так хотела, чтобы Грязной все же увидел ее страдания: «Я зелье подменила, а ты его моей разлучнице поднес!..». Грязной убивает Любашу одним резким и жестким движением, и становится понятно, что та из ненужной ему женщины превратилась в ту, что разлучила его с любимой. Иронично, ведь она начала для него что-то значить, но далеко не так, как хотела. Финальная сцена завершается криком обезумевшей Марфы: «Приди же завтра, Ваня!». Она обращается к Григорию, которого приняла в своем помешательстве за жениха Ивана Лыкова. Однако фраза становится символичной, ведь в центре сцены все так же возвышается фигура царя Ивана Грозного.

Декорации на сцене представлены почти в реальных масштабах, что позволяет достоверно и реалистично показать историю, поместить зрителя почти физически внутрь постановки. Улица Александровской слободы воссоздана близко к натуральной величине. При создании декораций использованы металл, живое дерево, ткань — все для создания ощущения правдивости.

Трагические события, лежащие в основе сюжета, с первой минуты не могут оставить зрителя равнодушным. Действие происходит в другой эпохе, но человеческие взаимоотношения и чувства остаются с нами и сегодня. Ревность, зависть, любовь, обида, мечты — все это знакомо каждому сидящему в зале. Драматизм добавляет актерская игра, музыкальное и художественное сопровождение — и картина становится живой.

Анастасия ЕЛИЗАРОВА

Фото автора