«Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать»
28 июля на канале «ПостНауки» прошёл вебинар с кандидатом филологических наук, профессором Российского государственного гуманитарного музея Дмитрием Баком. Дмитрий и ведущие канала обсудили, почему русская литература настолько трудная для понимания, порой депрессивная и серьезная, и какую литературу изучают в высших учебных заведениях сейчас.
Понятие «современная литература» подразумевает тексты, написанные с 1985 года по настоящее время. То время, когда произошли важные события: были вновь напечатаны произведения, которые десятилетиями были запрещены, возвращённая литература. Так, например, ярким примером можно назвать «Реквием» Ахматовой, главные романы Платонова, Гумилёва и многое другое. Кроме того, в это время пропал так называемый «призрак» советской литературы. Этого феномена не стало, и это дало возможность появления нового временного отсчета.
Дмитрий отметил, что современная литература очень сильно отличается от произведений прошлого. Существенные различия между двумя понятиями определены тем, что для того, чтобы появилась литература в современном понимании, нужно иметь наличие тиражирования текстов, и произведения в большинстве своём рассчитаны на эстетическое восприятие. Но, по мнению эксперта, любая литература имеет конец, и конец для русской литературы наступил из-за того, что она стала неотъемлемой частью других стратегий. Литература — очень техногенная вещь, и как и любые другие виды искусства, связанные с технологией, обречена. Не на исчезновение, а скорее на преобразование, изменение. Литература не умерла, но стала частью издательской стратегии.
На вопрос зрителей, актуально ли изучать классику в школах сейчас, Дмитрий без сомнений ответил, что это необходимо. Так же, как и важно изучать современных поэтов и писателей, потому что только изучив современное, окунувшись в эту литературу, можно понять, чем была классика до того, как попала в советские учебники, до образования каких-либо канонических мнений о ней. Но важно правильно преподавать литературу, ведь, по мнению Дмитрия, масса преподавателей и сами не знают базовых вещей, отсюда и проблема, почему им так трудно объяснить и интересно донести материал подростку. «Литература ничему не учит и ничего не познаёт. Это совершенно автономная реальность». Так, Дмитрий подчеркнул, что в жизни всё иначе, и мысль о том, что это типические суждения — ложь.
Анастасия КАЗАКОВА