1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Как интернет повлиял на журналистские расследования современных СМИ?

Дата: . Опубликовано в Тема

С развитием современных технологий и интернета у сотрудников СМИ стали появляться новые возможности и площадки для работы. Конечно, это коснулось и журналистов-расследователей. Современные методы и инструменты, которые можно успешно использовать в журналистских расследованиях, становится бессмысленно игнорировать. В связи с этим целью нашей статьи является определение современных путей реализации жанра журналистского расследования в современных СМИ.

Помимо того, что многие традиционные СМИ сейчас имеют собственные сайты в интернете, начал появляться совершенно новый формат — онлайн-издания. Их преимущество перед традиционными СМИ очевидно. Любой, кто имеет техническую возможность подключиться к интернету, может стать читателем интернет-газеты, в то время как охват традиционных печатных изданий включает подписчиков и лиц, имеющих время и средства для приобретения периодических изданий. Также издания, основанные на интернете, могут позволить себе публиковать статьи любого объема и с большим количеством фотоматериалов, а также могут подкреплять их видеоматериалами или аудиозаписями. Эти возможности особенно ценны для публикации в СМИ материалов жанра журналистского расследования. Именно поэтому масштабными расследованиями чаще занимаются интернет-СМИ. Например, такие, как интернет-издание Meduza и социально-журналистский проект «Медиазона». Также журналистские расследования с большим объемом визуальной информации публикует сайты «Новой газеты», «Судебного репортера» и газета журналистских расследований «Дело №». Несомненно, интернет, его возможности и пользователи стали важным ресурсом для журналистов-расследователей. Более того, эти возможности можно назвать новыми способами журналистского расследования.

Давайте рассмотрим каждый из этих способов более подробно. Геотегирование (geotagging) — это процесс прикрепления географических метаданных к различным информационным ресурсам, таким, как веб-сайты, фотографии, которые, так или иначе, характеризуют эти ресурсы.

Геотегирование может помочь вам найти различную информацию, относящуюся к определенной области. Геолокация — это данные, которые в режиме реального времени информируют о точном местоположении компьютера, планшета или телефона и, соответственно, его владельца. С помощью этой услуги устанавливаются такие данные, как страна, в которой находится абонент, город, улица и дом.

Хэштег — это ключевое слово или фраза, написанная с помощью знака сетки (#) в начале. Когда этот знак добавляется к слову, на ряде сайтов он автоматически становится гиперссылкой. Если вы нажмете на него, то пользователь попадет в поиск и найдет все посты, которые используют этот хэштег.

Слежение за объектом с помощью дрона (квадрокоптера). Беспилотник может помочь журналистским расследованиям, потому что вы можете просматривать определенный объект, одновременно записывая материалы с помощью видеосъемки, как с высоты, так и со всех сторон.

Профили пользователей в социальных сетях — это, пожалуй, один из самых доступных и информативных инструментов. Открытые учетные записи пользователей, которые часто содержат информацию о месте рождения и проживания, возрасте и семейном положении, образовании и профессиональной деятельности, могут быть просмотрены любым желающим. Кроме того, вы можете найти фотографии и видео, загруженные владельцем профиля, которые также находятся в открытом доступе. Подобные методы ведения журналистских расследований практикуются во многих средствах массовой информации. Один из самых ярких примеров — «Новая газета», в которой мы рассмотрели и проанализировали несколько публикаций.

1 августа 2016 года вышел 83-й печатный номер «Новой газеты», в котором была опубликована «Тайна княгини Ольги». В статье рассказывается, как вторая жена главы «Роснефти» Игоря Сечина Ольга связана с одной из самых дорогих яхт в мире — «Принцессой Ольгой». Изучив опубликованное расследование, мы видим, что журналист использует геотеги и хэштеги, оставленные в личном аккаунте Ольги Сечиной в Instagram, а также опубликованные в нем фотографии, ее ответы в комментариях на вопросы подписчиков. Автор сравнивает информацию, полученную из социальной сети, с официальными данными, на основании которых делает предполагаемый вывод.  

Подводя итог, можно сказать, что с развитием технологий появились новые инструменты, которыми может воспользоваться журналист-расследователь, такие, как хэштеги, геотеги и геолокация, а также аккаунты пользователей в социальных сетях. Их использование позволит вам найти информацию, которую будет трудно найти с помощью традиционных методов, таких, как интервью, беседы, эксперименты и другие. Такая практика, несомненно, принесет пользу, так как, помимо получения новой информации, она также вызовет интерес читателей, а также сможет расположить более молодую аудиторию к тому или иному СМИ, которое уже привыкло к интернету и социальным сетям.

Ульяна СЕНЬКО