1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Цифровизация образования как шаг к новой модели мира

Дата: . Опубликовано в Тема

Бытует мнение, что нет ничего более постоянного, чем временное. Эта фраза звучала бы не очень убедительно, если бы с завидной регулярностью не воплощалась на практике. Российская система образования переживала на своём веку целый ряд «временных» трансформаций.

Так у нас «попробовали» ввести двухступенчатое образование — бакалавриат и магистратуру вместо специалитета, перед этим «попробовав» всем нам хорошо известный Единый Государственный Экзамен. На сегодняшний день можно наблюдать, что все эти «пробы» успешно функционируют в нашей системе образования, и никто не собирается возвращать всё, как было. На этом фоне произошедшее ввиду пандемии коронавируса тестирование системы дистанционного образования породило целый ряд рассуждений специалистов. Педагоги, пережившие ряд потрясений до этого, отказываются верить во «временность» нововведения, тогда как философы и вовсе заявляют о внедрении новой модели мира через реформирование системы образования.

Действительно, если ещё десять лет назад трудно было представить себе, что Интернет станет не просто источником информации, но в прямом смысле пространством жизни и деятельности человека, то на данный момент это — новая реальность, ставшая обыденностью. Будучи беспрецедентным способом получения информации, Интернет, тем не менее, разобщил людей и постепенно отучил их от «живого» взаимодействия. Так, некоторым людям даже удаётся создать виртуальные семьи и прожить так до конца жизни. Пандемия внесла свои коррективы, и теперь даже для того, чтобы купить продукты, не нужно никуда выходить и ни с кем взаимодействовать. Новость о том, что больше не нужно будет выходить из дома, чтобы учиться, поначалу восприняли на ура, а большинство и вовсе подумало, что таким образом о скучных предметах можно вовсе забыть. Однако дистанционная форма образования принесла гораздо больше проблем, чем преимуществ: Интернет-платформы оказались не готовы к перегрузкам, маленькие дети — к многочасовому сидению у мониторов, преподаватели (особенно старшего поколения) — к тому же многочасовому сидению у мониторов, только ещё и с необходимостью понимания, как всё это функционирует, и изобретения новых заданий. Но и главное, по чему соскучились школьники и студенты, — «живая» лекция, «живой» урок, возможность видеть и слышать живого преподавателя и товарищей, а не видеть их на крошечных окошках в мониторе. Невозможность справляться с потоком заданий ввиду неисправности платформ, невозможность оценивать знания и полный хаос породили тьму недовольств со стороны родителей, преподавателей и самих учеников и студентов. Однако, как мы помним, и ЕГЭ, и бакалавриат с магистратурой некогда тоже вызывали очень бурную реакцию, но потом все смирились (когда поняли, что вспять ничего не повернётся). Именно поэтому, испытывая своего рода дежавю с прошлыми реформами, философы, психологи и социологи бьют тревогу.

Испытывая ранее необходимость социального взаимодействия в образовательном процессе, люди не разобщались окончательно: чувствовалось единство группы, единство с преподавателем, серьёзность и строгость всего происходящего во время сессии. Перевод на дистанционную форму превратил образовательный процесс в игру. Появились возможности обманывать преподавателя о посещаемости, доверять выполнение заданий третьим лицам, получать фиктивные оценки не за знания, а за умение нажимать ряд кнопок. Страшнее всего во всей этой истории — фактическое сведение образовательного процесса к анонимности учащегося (прочитайте, как много историй о том, как мамы делают задания за своих детей, потому что сделать самим проще, чем объяснить ребенку). Необходимость родителям объяснять теорию всех предметов своим детям дома — тоже одна из черт новой модели. Далеко не все родители обладают талантом педагога, и если раньше они просто отдавали своих детей в образовательные учреждения и ни о чем, кроме оценок, принесенных оттуда, не беспокоились, то теперь им в одночасье пришлось переквалифицироваться в преподавателей, что породило массу конфликтов в семьях и ситуацию всеобщего невроза.

Если в ближайшее время программа не будет пересмотрена и форму образования снова «забудут» вернуть в прежнее русло, смену концепции мира будет уже не остановить. В результате окажется, что «О дивный новый мир» Хаксли был очередным пророческим произведением, а «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и вовсе как с нас писали. И если ранее подобные сравнения казались фантастическими, то сегодня мы подошли к тому моменту, когда они стали обыденными, что должно служить очень тревожным сигналом для всех нас.

Динара АХМЕТЗЯНОВА

Фото: Unsplash.com