1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Я всегда называла себя латентной феминистской»

Дата: . Опубликовано в Тема

Полина Иванова, фем-активистка и лектор — о проведении мероприятий феминистской направленности, женщинах в русской литературе и писателях-профеминистах.

Почему феминизм как стремление к равноправию женщин и мужчин должен перестать быть враждебным для общества в России? Кто из русских классиков ярче всех восхищался интеллектом именно слабого пола? Об этом Полина Иванова, фем-активистка и лектор, рассказала «Казанской Стужурке».

Как давно вы в активизме и как пришли к этой деятельности?

Я всегда называла себя латентной феминисткой. Во мне периодически просыпались нотки недовольства из-за того, что к женщинам относятся в первую очередь как к матерям и хозяйкам и ограничивают их в правах, но в определенный момент, после одной ссоры с другом, это недовольство вышло из-под контроля. Тогда, я считаю, моя внутренняя феминистка перестала быть латентной.

Непосредственно в активизме я чуть больше года. Читаю лекции на тему «Женщина и её образ в литературе», помогаю организовывать мероприятия в своём маленьком городе — Смоленске.

Феминизм ещё не принят обществом в России. Как часто несогласные с вашими взглядами пытаются сорвать ваши лекции?

В моём городе лекции собирают не очень большую аудиторию. Максимум — человек двадцать-тридцать. Но мне кажется, что это интересно и важно, потому что лекции поднимают достаточно острый вопрос и дают на него ответы.

Контингент, разумеется, собирается неоднозначный. На одной из лекций, например, меня всячески пытались «троллить» и выводить на эмоции. К сожалению, у людей это получилось — я объявила тайм-аут. Однако я всё равно продолжила эту лекцию и общение со слушателями. У меня спрашивали, почему я не говорю о мужчинах, почему я говорю только о женщинах и почему я говорю о женщинах-дворянках и не говорю о женщинах-крестьянках, которых было 96% во время написания тех или иных произведений.

Было не очень приятно, но все эти вещи вполне объяснимы. На мой взгляд, на лекциях тяжелее всего общаться с людьми, которые не понимают сути проблем, о которых я рассказываю.

А о каких проблемах вы в основном рассказываете?

Как правило, на своих лекциях я стараюсь говорить, что все мы должны уважать друг друга, и феминизм — это в первую очередь борьба за равноправие, а не за ущемление какой-то группы. Почему одна группа может обладать большими правами, чем другая? Я пытаюсь объяснить, что нужно уходить от патриархальных и матриархальных устоев в обществе, потому что неправильно и неадекватно, когда один из партнёров чувствует себя ущемлённым — нужно придерживаться партнёрской системы взаимоотношений. Ну и, плюс ко всему, я учу женщин противостоять патриархальным устоям, пытаюсь донести до них, что нельзя жертвовать собой и всячески унижаться ради мужчин.

Вы говорили, что читаете лекции о женщинах в литературе. Расскажете, кто из героинь русских авторов, на ваш взгляд, поддерживал идеи феминизма?

Конечно! Ларису Огудалову из «Бесприданницы» Островского вполне можно назвать феминисткой. Она всю пьесу размышляет о женской доле, спорит с мужчинами, слишком зацикленными на своих привилегиях. В разговоре с одним из них, Паратовым, Лариса недоумевает, почему это в любви приходится плакать неизменно женщине, и почему любовь не может быть равной с обеих сторон и — без слёз.

Аглаю Епанчину из «Идиота» Достоевского тоже можно привести в качестве примера. Она не хочет прозябать на балах и вести бессмысленный светский образ жизни, она хочет приносить пользу обществу, хочет путешествовать и получать образование. Аглая говорит: «Я хочу быть смелою и ничего не бояться», и это, по-моему, один из постулатов феминизма.

Ещё феминисткой можно считать Лизу Бахареву из романа Лескова «Никуда». Её возмущало и удручало положение женщины в семье и обществе, и она не боялась спорить об этом с мужчинами. Говорила о том, что признание в семье одного авторитета — мужчины — самый настоящий деспотизм.

Я, как уже говорила, тоже считаю, что это неправильно. Не должен фокус в отношениях смещаться на кого-то одного.

Хорошо, с феминистками в литературе всё понятно. Но были ли, по вашему мнению, среди авторов-мужчин, писавших о женщинах, профеминисты?

Естественно были! Например, Тургенев — он очень любил женщин и восхищался их интеллектом. Ещё, мне кажется, профеминистом можно назвать Бунина. В «Тёмных аллеях» есть много сильных женских образов, очень любовно прописанных автором.

Иногда, к слову, когда я рассказываю о профеминистах, меня перебивают и спрашивают: «А почему вы не рассказываете о женоненавистнике Толстом?». Меня это всегда очень расстраивает — зачем о нём говорить, если все и так всё понимают?

Не отбивают провокационные вопросы желание продолжать читать лекции?

Ни в коем случае. Когда меня пытаются провоцировать, я понимаю, что мне есть, к чему стремиться. Что я должна помочь людям понять, что равноправие — это важно и правильно, и что нам можно и нужно учиться на ошибках, описанных в классике.

И как вы думаете, придём ли мы когда-нибудь к абсолютному равноправию?

Я думаю, да. Возможно, мы с вами этого и не застанем, но общество так или иначе уверенными, пусть и не очень большими, шагами движется в сторону принятия важной истины о том, что все мы равны. Женщины, мужчины, дети — все.

Когда-нибудь, я уверена, в нашем мире будет равное количество президентов-мужчин и президентов-женщин, и женская красота не будет считаться чем-то порочным.

Анастасия ВАХЛАЕВА

Фото: Unsplash.com