1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Внутренний туризм — за и против

Дата: . Опубликовано в Тема

Во внезапно сложившихся нынешних условиях пандемии понятие внутреннего туризма всё чаще звучит с экранов и смотрит на зрителей с заголовков самых разных СМИ. Мир погрузился в самый настоящий антиутопический коллапс — ведь скажи ещё год назад людям о том, что все страны мира закроют друг от друга свои границы на въезд и выезд, в буквальном смысле заперев своих граждан дома, никто бы в это не поверил.

Однако именно так и случилось, благодаря чему на сегодняшний день мы имеем новую модель мира — мира без внешнего туризма. Когда много лет назад Александр Розенбаум пел строки «Покажите мне Москву без гостей», он вряд ли знал, что его желание исполнится по меркам истории в очень скором времени.

На самом деле, философски оценивая ситуацию, можно с уверенностью сказать, что пандемия — это уникальный шанс для жителей нашей страны обратить внимание на то, что всё это время было у них «под носом» (если подобное пространственное определение для нашей огромной страны звучит не сильно иронически). Да, мы находимся дома, но давайте подумаем, а выпадет ли нам такой шанс ещё хотя бы раз в жизни? Предположим, что пандемия не изменит основы мира и рано или поздно он вернётся к своей обычной модели — с открытыми границами и свободой перемещения. Учитывая реакцию наших сограждан на закрытые границы и отсутствие возможности получить новые впечатления от путешествий, они сразу же после открытия границ обратятся в туристическое бегство на дальние берега. Однако это вряд ли решит проблему отдыха для них, потому что не место красит человека. Мне на всю жизнь запомнилась фраза одного литературного героя, осужденного на вольное поселение в Сибири, которая звучала примерно так: «Я могу сейчас начать отсчитывать дни до того момента, когда закончатся двадцать лет моей ссылки, и я очень быстро заболею и умру, потому что двадцать лет — это очень долго. А могу начать жить вот прямо с этого дня, в этом новом для меня мире, и эти двадцать лет засчитать в свою полноценную, яркую, молодую жизнь». Параллель со ссылкой, безусловно, жестока, однако очень проясняет ситуацию: не можешь изменить обстоятельства — измени своё отношение к ним. Не можешь временно покинуть пределы своей страны в период отпуска — посмотри вокруг и пойми, как много неизведанного в ней ты упускал всю свою жизнь, копя деньги на заграничные поездки. Согласитесь, в этом плане обстоятельства играют людям на руку и «встряхивают» их внутренний мир, переворачивают его, что, безусловно, положительно.

Однако одновременно с этим встаёт этическая проблема свободы выбора. Отныне взрослые люди не имеют права выбирать, куда им полететь и с кем увидеться. Огромным ударом закрытие границ и пропаганда «внутреннего туризма» являются для тех, чьи семьи и любимые люди остались «по ту сторону». Для них призывы выбирать «отечественного производителя», звучащие тысячу раз в день, отзываются болью, потому что день ото дня рушат надежду на то, что скорая встреча возможна. Поэтому, на мой взгляд, подобного рода рекламы можно было бы избежать: те, кто желает отдохнуть на родине, самостоятельно могут изучить карту и выбрать для себя ту точку на ней, куда хотелось бы отправиться; те же, кто хочет стойко дожидаться открытия «берегов турецких», в любом случае не откликнутся на призыв. Зато люди, вынужденно оторванные от любимых людей, смогут хотя бы не слышать намёки на это каждый день.

Во внутреннем туризме нет ничего ни плохого, ни хорошего — это точно такой же туризм, как и внешний, только, на данный момент, вынужденный. А для нашего соотечественника — ещё и дополненный множеством экзотических ассоциаций, таких, как «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Железная дорога» и «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Москва-Петушки» Ерофеева. В последнем произведении, кстати, наглядно показано неумение русского человека переключаться и расслабляться во время подобных путешествий, и поэтому закончить мне хотелось бы цитатой именно оттуда: «А потом я пошёл в центр, потому что это у меня всегда так: когда я ищу Кремль, я неизменно попадаю на Курский вокзал. Мне ведь, собственно и надо было идти на Курский вокзал, а не в центр, а я всё-таки пошёл в центр, чтобы на Кремль хоть раз посмотреть: всё равно ведь, думаю, никакого Кремля не увижу, а попаду прямо на Курский вокзал».

Динара АХМЕТЗЯНОВА

Фото: Ilia Schelkanov / Unsplash.com