Над вечным покоем
Под мерный стук колёс и неторопливо-тягучее движение состава из-за буйных зарослей ясенелистного клёна выскальзывает монументальное сооружение...
Располагается оно на небольшом островке недалеко от берега, но занимает настолько большую его часть, что, кажется, стоит на самой воде и даже покачивается в такт волнам. Это – одна из первых достопримечательностей Казани, которые можно увидеть, прибывая сюда поездом.
Взглянув на постройку один раз, возникает желание лично убедиться в реальности её существования, но ещё больше хочется понять, в честь чего этот архитектурный шедевр построен, и почему на острове - в таком, казалось бы, неудобном для здания из кирпича месте. В ответ на вопросы: «Как? Зачем? И почему?» коренные казанцы только разводят руками – стоит, и пусть стоит. В бьющем все скоростные рекорды темпе современной жизни такие мелочи мало кого заботят. Поэтому, прихватив с собой подругу, бодро шагаю по направлению к заманчивому сооружению.
У начала этого небольшого путешествия есть два варианта. Первый – свернуть на Кировскую дамбу с правого берега Казанки: там путь к месту назначения в два раза короче. Второй – заходить на дамбу с улицы Саид-Галеева: идти до заветной цели придётся гораздо дольше, причём добрую половину пути окрестный пейзаж будет поражать однообразием (справа – оживлённое движение, слева – заросли кустарника), но в итоге постройка эффектно покажется в просвете между деревьев...Останавливаемся. Впереди, насколько хватает глаз, простирается водная гладь, границы её обрамляет мирно шепчущий под порывами ветра зелёный покров. Сзади гудит автострада, и волны громко бьются об опоры моста. В левом углу картины нашего обзора возвышается монументальное строение, огромный каменный блок – правильная усечённая пирамида, украшенная такими непривычными для наших широт греческими портиками и дорическими колоннами. Но глаз замечает что-то знакомое – на самой верхушке держится православный крест. Значит – храм.
Спускаемся к воде, где поодиночке сидят рыбаки, в абсолютной тишине собирая улов в садки и повторно закидывая удочки. Ошарашенно смотрим на воду – никакой дорожки к стоящему в метрах семидесяти от берега строению нет.
- Девчонки, тут насыпь есть, да её постоянно подтапливает, из воды не видать. Штаны-то закатайте и шагайте вперёд, дойдёте, говорю вам... - шепчет седой рыболов, видя наши разочарованные лица. Пришлось идти по щиколотку, а где и по коленно в воде, царапая стопы об отточенные течением камешки. Вокруг крякают утки, солнце режет глаза, отражаясь от водной глади. Дорожка насыпи – довольно узкая, шаг вправо, шаг влево, и дно не прощупывается. В конце пути стоит шаткий деревянный мостик, сплошь дырявый и надрывно трещащий.
Честно сказать, вблизи вид храма не радует. Кое-где кирпичная кладка обвалилась, когда-то белоснежная краска облупилась. Четыре массивные двери закрыты на увесистый замок или заварены. Несмотря на это от посетителей нет отбоя – с острова открывается великолепный вид на оба берега Казанки, в том числе и древний Кремль, сияющий в полуденных лучах.
- Между прочим, храм тоже не вчера построен. – Мужчина лет тридцати, в солидной рубашке улыбается нашему разговору из тени здания. – Я здесь часто бываю, когда было возможно, даже заходил внутрь и спускался на нижние уровни...
- Уровни?
- Да. Меня зовут Олег. Я историк. Могу рассказать.
Он улыбается и поправляет ободок очков.
– Полное название этого сооружения - «Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году». На этом самом месте при взятии Казани стояла царская палатка Ивана Грозного и походная церковь. А после победы государь повелел похоронить здесь русских воинов, в братской могиле и возвести монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Тогда это место ещё не подтапливалось. А как обнаружилась постоянная угроза наводнения... В общем, через пять лет монастырь перенесли вниз по течению. Когда наша армия одержала победу над Наполеоном, по всей стране пошла патриотическая волна, вот и здесь решили увековечить память героев. Проект памятника был представлен архимандритом Амвросием Сретенским Александру I, царь, в свою очередь, его одобрил. Только строительство, как это бывает, затянулось на десять лет. Из-за недочётов в проекте памятник стал быстро ветшать. И через семь лет после завершения стройки, уже в 1830 году понадобилась его реконструкция, которая была, в свою очередь, завершена через два года. В 1832 году храм-памятник был вновь освящён. Службы шли, даже какие-то военные торжественные мероприятия проводились... Потом у власти оказались Советы, храм стал «памятником во имя содружества народов». В году 2005 началась реконструкция, до сих пор, видите, идёт.
Олег хлопает рукой по прохладным каменным ступеням и отряхивает руки от пыли, пристально осматривая созданное им серое облако, растворяющееся под порывами ветра.
- Величие классицизма... Красиво сделано, да? Вон, по краям видны окна – это кельи, в которых жили монахи. Внутри Храм-памятник в честь Нерукотворе́нного Образа Спасителя. О принадлежности к церкви, правда, только иконы напоминают. Под здание ведёт подземный ход, который его огибает по спирали. Говорят, будто отсюда до Кремля прорыт туннель и будто бы сам Николай I по нему ходил, во время визита в Казань. На самом деле, там человеческие останки уходят на много метров в глубину, кстати, поэтому фундамент заложить было невозможно и сделали помост. А из-за этого, в свою очередь, нижние ярусы подземелья затопило. Значит, правда та история с Николаем I или нет, никогда не узнаем. И вниз не спустимся. А знаете, как там, - Олег показывает пальцем в направлении земли, - раньше было? Сейчас, сейчас...
Порывшись в рюкзаке, он достаёт книгу и, немного полистав, театральным голосом начинает зачитывать: «...Спускаются сюда с зажженными свечами, так как здесь царит полнейший мрак, впечатление которого усиливается еще могильной тишиной. Спустившись в подземный сводчатый ход, идущий по всем четырем сторонам образующей памятник пирамиды, посетитель входит через дверь, в четырехугольный центральный склеп, который и представляет собой внутренность братской могилы. Деревянный пол склепа был настлан на костях, идущих глубоко вдоль грунта. Посередине склепа поставлена большая, наполненная черепами гробница, с освещаемым лампадой распятием в головах...»
- Это профессор Казанского Университета Загоскин писал.
Рассказчик захлопывает страницы истории и, щурясь, смотрит по сторонам. Пока тут можно только видом любоваться и обветшавшей архитектурой...
Мы оглядываемся. Справа, неподвижны и величественны, стоят стены Кремля, слева – панорама жилых кварталов. Перед нами на старой каменной оградке сидят два рыбака, улыбаются, достают из воды улов. Сворачивают удочки и долго болтают босыми ногами в тёплой воде.
Это – небольшой уголок спокойствия и безмятежности в самом центре Казани, где мы можем отдохнуть от городской суеты и спешки под песню бьющихся о камни волн.
Анна Тарлап
Фото:http://vk.com/club19990504
Tags: город