1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Светлана Изамбаева: «Человеку, который узнал о своём ВИЧ-положительном статусе, нужно как можно скорее начать лечение»

Дата: . Опубликовано в Тема

6456456

Она — одна из самых известных в России женщин, живущих с открытым ВИЧ-статусом. Пройдя сложный путь, Светлана Изамбаева является руководителем собственного благотворительного фонда, оказывающего помощь женщинам и семьям, попавшим в трудную ситуацию. Корреспондентке «Казанской Стужурки» удалось поговорить с ней о путях передачи ВИЧ, трудностях, с которыми может столкнуться будущая мать с положительным статусом, и о том, почему многие не принимают лечение.

ВИЧ и СПИД — это одно и тоже?

— Это не так. ВИЧ — это вирус иммунодефицита человека, которым можно заразиться тремя путями: через кровь, половой путь и от матери к ребенку, если мать не соблюдала лечение. ВИЧ — это вирус, который попадает к человеку от человека. СПИД — это последняя стадия ВИЧ-инфекции либо же, как я говорю, это глубокое поражение иммунитета, когда человек не лечился на стадии ВИЧ-инфекции, и у него с годами возникло заболевание СПИД — синдром приобретённого иммунодефицита. То есть это когда уже возникли несколько различных вторичных заболеваний, которые появились из-за сниженного иммунитета. Раньше у человека был хороший иммунитет, он редко болел, но он заразился ВИЧ инфекцией одним из трёх путей, и с годами у него возникло заболевание, которое можно восстановить, если он всё-таки начнёт принимать лечение. Даже на стадии СПИДа можно перевести его в ВИЧ-инфекцию. Но всё-таки это две разные вещи, которые нужно и важно разделять. Потому что если мы их не будем разделять и будем думать ВИЧ = СПИД, а СПИД, как многие думают, равно смерти, то тогда не будет понимания, что с ВИЧ-инфекцией можно долгие годы жить, а со СПИДОМ, если не лечиться, то жизни нет.

Можно чуть подробнее о трех путях передачи ВИЧ-инфекции?

— Всего есть три пути. Первый — это кровь, кровь должна попасть в кровоток другого человека. Не на кожу, не на любую поверхность, живая, тёплая кровь должна попасть в кровоток другого человека. Это одно из условий, потому что вирус живёт только в определённой среде и только в определённых жидкостях человека, в которых ему комфортно жить, и одной из таких сред является кровь.

Вторая среда — это семенная жидкость и вагинальный секрет, то есть половой путь передачи. От мужчины к мужчине, от мужчины к женщине — это не имеет значение, разные пути передачи, главное здесь условие, чтобы вагинальный секрет или семенная жидкость не попали в другую среду другого человека.

Третий — это от матери к ребёнку, если мама сама ВИЧ-инфицированная, и если она кормила грудным молоком во время вскармливания младенца, то она может передать вирус через грудное молоко. Плюс, вирус может попасть в ребёнка, если женщина не принимала лечение во время беременности и во время родов, прохода младенца через утробу матери. Если женщина не будет лечиться, и её вирус в крови будет высоким, то тогда она передаст свой вирус и во время беременности в том числе. Чтобы вирус не передать нужно, принимать лечение, и тогда вирус станет неопределяемым, ничтожно маленьким. Но кормление грудью всё равно запрещено.

Имеет ли право женщина с ВИЧ рожать ребёнка?

— Любая женщина имеет право рожать. Любая женщина имеет право стать мамой, если у неё есть на это желание. Женщина с ВИЧ ничем не отличается от обычных других женщин, просто у неё есть вирус. Мы же не разделяем людей, у которых, к примеру, сахарный диабет или ещё какое-то заболевание. Люди с ВИЧ — это такие же люди, просто у них есть заболевание ВИЧ-инфекция. Она имеет право рожать, и, кроме того, я считаю, что в наш 21 век нужно сделать всё возможное, чтобы все женщины с ВИЧ-инфекцией рожали здоровых малышей, а этого очень легко достичь — просто принимать лечение, если ты знаешь, что инфицирована.

Как я понимаю, женщина — принимающая сторона, то есть она может заразиться с первого раза от мужчины ВИЧ-инфекцией? А мужчина, может быть, с десятого раза заразится. По какой причине?

— Во-первых, в семенной жидкости вируса больше, чем в вагинальном секрете. Второе, площадь проникновения вируса у мужчин намного меньше, чем у женщин. Это биологическая особенность.

А что насчёт ребёнка инфицированной матери, он необязательно родится с положительным статусом?

— Всё верно. Ребёнок у инфицированной матери в 99% случаях родится здоровым, если женщина полностью соблюдала лечение. То есть она с 14-й либо с 16-й недели беременности начала принимать специальные таблетки, и в роддом её доставили вовремя и тоже назначали ей специальную капельницу. Есть угроза, что ребёнок, проходя родовые пути, может заглатывать околоплодные воды с примесью крови, поэтому для того, чтобы предотвратить угрозу заражения, назначается специальное лекарство в виде сиропа для младенца, который прописывают в течение первого месяца жизни, если он рождён от ВИЧ-положительной матери. Этот сироп назначают в течение трех суток, то есть эта та же самая аварийная профилактика, только для младенца, в виде специального сиропа. Если же женщина не принимает лечение, не ходит к врачу, то есть 30% угроза рождения ребёнка с ВИЧ-инфекцией.

Почему многие не принимают лечение?

— У нас сами россияне недружественны к своему здоровью, может это связанно с менталитетом, но здесь такая история, что все бегут лечить зубы, когда у них зуб совсем разболелся. И по факту, человеку, который узнал о своём положительном статусе, нужно как можно скорее начать лечение. У нас бывают случаи, когда человек говорит: «Работа, дом, забота все дела. Да ладно, я вообще об этом забуду на какое-то время, я же нормально себя чувствую, у меня ничего не болит, зачем я буду к вам ходить?». И они долгие годы не посещают СПИД-центр, мы им звоним, мы их долбим, обзваниваем. Знаете, когда они приходят? Когда у них СПИД, и мы находим их в туберкулёзных больницах, либо в инфекционках. Если бы эти люди лечились, они бы туда не попали, и стране не нужно было бы затрачивать в несколько раз больше на лекарства, потому что там нужно лечить не только ВИЧ-инфекцию, но ещё и туберкулёз, бактерии которого у них возникают из-за сниженного иммунитета. И многие просто не лечатся и ждут, когда появятся какие-то симптомы, болячки. Для чего ждать, если сейчас люди должны жить, принимая лечение? Сейчас стратегия такова, что если человек хочет, лечиться, мы ему дадим лечение, неважно какие у тебя анализы.  

Сталкивались ли вы с дискриминацией, проводя тренинги среди школьников, студентов, педагогов?

— Когда я провожу тренинги, я же не сразу говорю, что у меня ВИЧ. Я сначала играю. Я как психолог работаю — я слушаю людей внимательно, слушаю то, что они говорят. К примеру, если я вижу, что человек относится к ВИЧ-инфицированным очень дискриминационно, очень много стигмы, предубеждения, я возле этого человека как можно больше нахожусь. Поддакиваю ему: «Да-да-да, он же больной родится», дотрагиваюсь до его плеча. И когда уже почти под конец я рассказываю свою историю, рассказываю это так, чтобы затронуть сердца, бывали такие случаи, когда люди просили прощение за то, что они так мало знали, и это меня всегда затрагивает. Потому что я понимаю, что одна моя история изменила вот этих двадцати педагогов, и это уникально. Если дать информацию и рассказать живую историю любого человека, который целый день с ними работал, который такой же, как и они — со своими слабостями, со своими ценностями такими же, как у них, — это очень сильно трогает и не оставляет никого равнодушным.

Анжелика КОРОТОВСКИХ