1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Как писать о героях из уязвимых групп, которые сами обратились за помощью

Дата: . Опубликовано в Тема

В работе журналиста важно обращать внимание на свое поведение, реакцию, речь. Ведь порой некоторые вопросы или комментарии могут негативно повлиять на человека. Представим ситуацию, вы идете брать интервью у героя, пережившего сексуальное насилие в семье. Как не ранить вопросами еще больше? Как вести себя? О чем можно писать, а о чем нет? Вероника Дини — журналистка, документалист, соцработник, открытая лесбиянка, а также жертва насилия — в рамках открытых лекций «Летней школы» рассказала, как писать о героях из уязвимых групп, которые сами обратились за помощью.

В древние времена у шахтеров не было счетчиков утечки газа, поэтому часто были случаи, когда работники умирали. Они стали брать собой птицу в клетке, и когда давление в воздухе менялось, птичка начинала метаться. Тогда шахтеры успевали выбраться наружу.

Никакой объективности не существует, нужно работать с собой, как с частью картины. Когда вы впервые узнаете об истории, вы ловите заряд. Почему он так сделал? Что повлияло на его действия? И с помощью этой птички вы можете сделать хороший материал.

До знакомства вам нужно помнить, что мы не судим, мы слушаем историю. Не стоит называть плохое плохим, а хорошее хорошим, объяснять герою, что он перенес ужасное. Самое важное — это использовать свои эмоции, переживания, но не оставаться в позиции премудрого. Вы на равных.

Нужно увидеть героя за пределами его характеристики: выкинуть ярлык. Он бездомный, жертва насилия — нет, он простой человек. На их месте может оказаться каждый, это не специальные люди. Любая личность имеет право на уважение. Не надо делать вид, что вы пришли спасать народ. Вы не фотоаппарат, не диктофон. Вы пришли выслушать историю и рассказать о ней народу.

Также, если это приемные родители, то никаких угощений, тисканий, если это дети с болезнью, то никаких прикосновений и встреч с насморком. Не стоит бояться до встречи спросить про комфорт героя.

Во время общения должна быть атмосфера доверия, чтобы конкретно к вам, к вашей личности выросло уважение, нужно что-то дать, раскрыться в своей уязвимости.

Также если встреча проходит в доме героя, то дайте почувствовать ему себя хозяином. Не отказывайтесь от чая и угощения, даже если кружка грязная. Когда приходите в квартиру, не обращайте внимания на гигиену, уборку. Не стоит демонстрировать отторжение, испуг.

Во время работы с текстом помните, что этот материал может повлиять на жизнь героя. Если вам рассказали больше, чем следует, вы не имеете право писать об этом на публичность.

Оставляйте авторство. Герой не обязан быть идеальным. Он может быть неприятным, грубым — ваша задача выслушать и рассказать его историю.

Анастасия ЯРАДАЕВА

Фото: Unsplash.com