1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Почему хип-хоп так популярен

Дата: . Опубликовано в Тема

Никого сегодня не удивит, если в ответ на вопрос: «Какой музыкальный жанр сейчас самый популярный?», услышать слово «хип-хоп». Это действительно так. Статистика цифрового музыкального сервиса Spotify за последние пять лет это прекрасно иллюстрирует. Хип-хоп исполнителей слушают чаще остальных, они играют на всех хитовых музыкальных радиостанциях, собирают огромные концертные залы и становятся кумирами миллионов.

Впервые в истории музыкальной индустрии хип-хоп стал мейнстримом и поэтому теперь считается популярной музыкой. Или, как мы привыкли, просто поп-музыкой. Музыкой, которую еще десять лет назад презрительно называли «попсой». При этом ассоциируется поп у людей с другим звучанием, явно не хип-хоповым. Теперь же нам нужно принять новые правила индустрии. Это означает, что большая часть музыки, которую вы слушаете прямо сейчас, вероятно, содержит элементы рэпа. Правда в том, что молодежь — это те, кто диктует популярную культуру, такую, как мода и тенденции, поэтому хип-хоп сейчас там, где он есть, благодаря молодому поколению.

Данный жанр появился не пять и не пятнадцать лет назад. Случилось это в начале 1970-х в США. И тем интереснее факт, что все эти годы будучи жанром, который занимал свою нишу, он взлетел спустя сорок лет. Это тоже интересный нюанс, так как музыкальная история знает немало случаев, когда новое направление взрывало всю индустрию, а затем через пару лет растворялось в массе и уходило из трендов.

Так почему и как хип-хоп захватил сердца молодежи и оказался на вершине чартов? Попробуем разобраться.

И начнем мы с предыстории. Далеко и глубоко уходить не будем, история хип-хопа настолько обширна, что по ней можно написать книгу и не одну. Мы в рамках данного материала ограничимся лишь важными и от этого не менее интересными фактами.

Хип-хоп или рэп-музыка, которая начиналась на домашних тусовках и уличных вечеринках, выросла и стала главным музыкальным и культурным амбассадором Соединенных Штатов. Крупные исполнители жанра хип-хоп выстроили долгую и успешную карьеру не только в музыке, но и в кино и бизнесе. Сочетая звуки и мелодии различных жанров, хип-хоп изменил то, как мы слушаем музыку.

Хип-хоп родился в 1973 году на вечеринке по случаю Дня рождения в Бронксе. С небольшим шагом в музыке начались серьезные перемены. DJ Kool Herc начал крутить пластинки для вечеринок в начале 1970-х гожов. Его главное новшество родилось из наблюдения за тем, как толпа реагировала на различные части пластинки, которые он случайно играл. Кул использовал две вертушки в диджейской установке, чтобы сгладить переходы между записями, с возможностью многократного переключения между двумя копиями одной и той же записи, продлевая короткий перерыв барабана, который толпа больше всего хотела услышать. Он назвал свой трюк каруселью. Сегодня он известен как «брейк-бит». Увидев успех Kool Herc, другие диджеи начали играть в похожем стиле по всему Бронксу. DJ Pleaser Lovebug Starski впервые назвал это движение «хип-хопом».

По итогу локальные диджеи стали приторговывать кассетами с записанными «live-сетами». Причиной этому послужила популярность музыки на этих тусовках. Кассеты, в свою очередь, содержали басс-партии и ритмы, смикшированные и снятые с фанк и диско композиций. Поверх них Master of Ceremonies, или проще говоря MC, начитывали вокальные партии, то бишь рэп. В ту пору делалось все это буквально на коленке, и занятие это было чисто любительским.

Революция произошла в тот момент, когда в сентябре 1979 года в США состялся выход трека Rapper's Delight коллектива The Sugarhill Gang. Реакция музыкальной индустрии была феноманальной, а сам трек занял по итогу 36-е место в чарте Billboard Hot 100 в январе. К слову, Rapper's Delight и сегодня входит в списки самых важных хип-хоп «вещей». Данная композиция считается первым коммерческим рэп-рекордом. Впоследствии, именно благодаря этому 15-минутному треку Америка узнала о таком явлении, как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни, бытовало мнение, что дальше из этого ничего не получится и ни о каком новом музыкальном течении речи и не идет.

С наступлением следующей декады в хип-хоп среде появился немалый интерес к электронной поп-музыке, технологические открытия которой, наряду с развившимся «брейкбитом», помогли хип-хопу отойти от диско-фанк корней. Брейкбитовый ритм прямиком из Британии в сочетании с ямайским дабом позволили хип-хопу совершить очередной шаг вперед в своем развитии. Тут на сцену и вышли Run DMC, Beastie Boys и Mantronix. Каждые из этих коллективов привнесли в хип-хоп свои открытия.

Run DMC вообще были лицом рэпа в восьмидесятые. В своих композициях они успешно отражали видение Нью-Йоркской жизни. Run DMC стали первой рэп-группой, которая была представлена в журнале Rolling Stone и получила золотые, платиновые и мультиплатиновые альбомы. Они также были первой рэп-группой, появившейся на MTV. Ко всему этому подписали крупный контракт с Adidas. Результатом стал видеоклип на композицию My Adidas. Это первая коллаборация популярного бренда и музыкальной группы за всю историю индустрии.

На экваторе 80-х хип-хоп не остановился в развитии, а даже наоборот, развивался. Следующее поколение представителей направления стало затрагивать более серьезные темы. Усложнялась и музыкальная составляющая хип-хопа. К концу 1980-х годов рэп-музыка достигла такого уровня популярности, что в ежегодных наградах от Американской академии грамзаписи появились категории для рэпа. Не просто так это десятилетие называют «Золотой эрой хип-хопа».

По мере того, как хип-хоп набирал популярность, он распространялся и за пределы своих региональных корней. В тот момент хип-хоп стал мировым феноменом, появились новые слушатели и артисты в таких городах мира, как Токио, Кейптаун, Лондон и Париж. На рубеже веков хип-хоп и вовсе был самым продаваемым музыкальным жанром в Соединенных Штатах.

Начало текущего века было тяжелым временем для музыкальной индустрии. Появление стриминговых сервисов затронуло все жанры, включая хип-хоп. Несмотря на последствия денежного сдвига в индустрии, хип-хоп сохранил своё лицо, оказывая влияние на музыкантов всех жанров. За последнее два десятка лет хип-хоп продвинулся дальше от своих корней на восточном и западном побережье. Новые эпицентры этого жанра появились в Новом Орлеане, Атланте, Хьюстоне и Детройте, а также в других городах США. Так и наступили 2010-е.

Теперь перейдем к главному вопросу: так как же хип-хоп стал жанром №1?

На рубеже столетий большая часть поп-музыки, игравшая на радио и телевидении, исполнялась такими артистами, как Backstreet Boys, Britney Spears, Beyonce и The Black Eyed Peas. Это были те музыканты, которые регулярно попадали на первое место в чартах в период конца 1990-х и начала 2000-х.

В то же время рок-музыка, а именно поп-рок, если быть более точным, была представлена такими группами, как Green Day, Linkin Park и Red Hot Chili Peppers, которые в тот момент были в ударе. Они достигли своей известности в эпоху поп-музыки, но затем медленно начали отходить на задний план с 2010 года из-за подъема хип-хопа. И точно так же, как хип-хоп сейчас, поп-рок был продуктом для молодежи.

Подводя промежуточные итоги, можно с уверенностью сказать, что хип-хоп всегда маячил где-то на переднем плане музыкальной индустрии, но выйти на совершенно иной уровень в плане коммерциализации ему удалось с приходом 2010-х. Нужно отметить, что в 2010-е показателем успеха перестали быть продажи дисков и пластинок. Настала эпоха музыкальных стриминговых сервисов, и именно они, наряду с радио, стали главными мерилами успеха.

Интернет больше не роскошь и теперь есть в каждом доме. Для того чтобы твой микстейп услышали, не нужно идти к лейблу. Достаточно загрузить его в сеть. Теперь у исполнителей развязаны руки. И это первый фактор.

Чтобы сочинять песни, не нужно иметь музыкальное образование. А для того, чтобы написать трек в стиле хип-хоп, не нужно даже владеть каким-либо инструментом. Достаточно иметь компьютер. Множество молодых людей по всему миру начинает сочинять биты (так называемые инструменталы), кто-то же просто берет готовый бит и зачитывает под него текст. Так рождаются композиции. Дальше его нужно загрузить в интернет. Куда же? Так мы приходим к самому большому явлению этого десятилетия — SoundCloud-рэпу, или же просто мамбл-рэпу («мямлящий» или «бормочущий» рэп).

Это именно то направление хип-хопа, которое захватило умы молодежи. Секрет успеха прост. На первый план выходит звучание, бит. То есть нужно, чтобы «качало». А то, о чем читают рэперы, не особо важно, ведь зачастую бывает тяжело разобрать, что они там бормочут. А бормочут они о вполне привычных для жанра вещах — это деньги, девушки, запрещенные вещества и так далее. Музыка максимально проста для восприятия — вторая причина неимоверного успеха. Хип-хоп перестает ассоциироваться с преступными гетто, рэперы новой школы живут в роскоши: водят суперкары, носят золотые цепочки, владеют большими домами и позволяют себе осыпать улицы деньгами. Gucci, Louis Vuitton, Off-White теперь главные атрибуты ньюскул исполнителей. Это тоже привлекает внимание молодых людей к направлению.

Жанр находится в андеграунде недолго и взлетает практически мгновенно. Именно эта площадка стала трамплином для таких артистов, как Lil Pump, 6ix9ine и Lil Yachty. Но при всем этом не все известные артисты данного направления начинали с Soundcloud. Из-за совокупности факторов жанр мамбла стал ассоциироваться именно с данной площадкой. Сотни, тысячи молодых артистов заполонили сайт своими вариациями на тему. Одну из главных причин мы затронули выше — порог вхождения максимально низок. В то же время жанр неимоверно популярен у нынешней молодежи. Кто-то хочет быть наравне со своим кумиром, кто-то хочет его переплюнуть, но суть одна — попасть в игру.

В России эта музыка тоже захватила все топы. Чарты музыки во ВКонтакте и Яндекс.Музыке на 90% состоят их хип-хопа. Самые большие концерты собирают имено рэп-исполнители — Face, Pharaoh, Big Baby Tape, Скриптонит, Моргенштерн. Они могут нравиться не всем, но о них знает каждый. Их треки не претендуют на попадание в музеи музыкальной истории, но их музыка и тексты резонируют с проблемами сегодняшних подростков. В форме эдлиб-рэпа они максимально искренне и просто передают категоричность, бунтарство и чувство одиночества. Темы, актуальные для молодежи.

На русской сцене даже появилась своя разновидность хип-хопа — кальянный рэп. Проще говоря, музыка, под которую можно расслабиться и посидеть с друзьями в спокойной обстановке лаунж-баров. Здесь он даже популярнее мамбл-рэпа.

На этой точке уже понятно, что хип-хоп — любимейший жанр молодежи, но он еще не часть поп-музыки.

Моментом перехода можно назвать 2016 год. Тогда Дрейк выпустил одну из своих самых больших песен на сегодняшний день: Hotline Bling, которая в том же году стала гимном. В момент выпуска видеоклипа он мгновенно стал вирусным, люди создавали мемы и снимали танцы в течение двух дней.

Затем, год спустя, Migos выпустила Bad & Boujee, которая также стала одной из самых больших песен года. До этого игру вели такие рэперы, как 50 Cent, Lil Wayne и Kanye West, хотя в то время они не считались поп-музыкой.

Огромная роль в восхождении хип-хопа связана со стримингом. Сейчас мы живем в мире, где артисты ежедневно выпускают музыку, и в некотором смысле это заставляет нас потреблять музыку быстрее. Например, рэперы, выпускающие дисс-треки (диссами называют треки, цель которых — проявление неуважения одного участника хип-хоп-культуры к другому посредством трека), теперь могут ответить в течение дня и выпустить его бесплатно, тогда как до эры стриминга вы могли бы ждать несколько месяцев до релиза альбома, просто чтобы услышать сам дисс-трек. Также с помощью цифровых сервисов музыка достигает потребителей быстрее, чем по радио.

Сам Дрейк сделал то, что не сделал ни один другой артист для того, чтобы быть в чартах последовательно каждый год, по крайней мере, в течение последних шести или семи лет. Даже когда он не выпускает альбом, он все равно записывает треки с большим количеством других исполнителей, и многие из этих треков становятся хитами и находятся в чартах некоторое время.

С 2016 года у Дрейка было шесть песен номер один в Billboard 100. Кроме того, тридцать одна его композиция попадала в список десяти лучших хитов. Другими словами, если вы поклонник хип-хопа, довольно трудно не заметить Дрейка на радио или плейлистах музыкальных сервисов.

jNVI TgEUAE

По российскому телевидению крутят видеоклипы Post Malone и Lil Nas X. Эти артисты подхватили всеобщее внимание и любовь к хип-хопу и достигли текущих результатов, став своего рода квинтэссенцией популярности хип-хопа.

А причина всему этому заключается в том, что хип-хоп сейчас максимально коммерциализирован. И это третий фактор. Наглядный пример выше — контракт Дрейка и Spotify. Благодаря Scorpion SZN, а именно так была названа эта промоушен-акция, Дрейк в одночасье захватил плейлисты на главной странице сервиса. Его лицо красовалось на обложках даже тех плейлистов, которые не имели отношения к его музыке. Этот случай стал первым в истории глобальным поглощением сервиса одним артистом. И этот пример не единственный. Тот же самый рок и в наши дни имеет много поклонников, а все равно возникает ощущение, что он интересен малому количеству людей. Как бы ни так, просто хип-хоп индустрия вкладывает огромные деньги в продвижение и рекламу, а рок нет. Тут, по сути, мы получаем замкнутый круг. Хип-хоп на вершине, потому что в индустрии вертятся огромные суммы. А вертятся они там потому, что хип-хоп на вершине. И остановить этот порочный круг может лишь потеря интереса людей к жанру. Но судя по текущим рейтингам, случится это не скоро.

Анар ЗЕЙНАЛОВ

Фото: unsplash.com, reddit.com