Разработка беспилотного автомобиля и философские взгляды
Лекция о разработке беспилотных автомобилей, их «этики», поведении на дороге, принципах и философских взглядах, прошла 14 июля на платформе YouTube. Буквально за час нам рассказали обо всех особенностях беспилотных автомобилей, их разработке и сборке.
Лекцию вел Салимжан Гафуров — руководитель Лаборатории автономных транспортных систем, входящей в состав Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис.
Лекция началась с истории создания автомобилей, когда был спроектирован самый первый, как появились современные методы безопасности в автомобилях, помощь водителю, круиз контроль и тому подобное.
Лектор выразил мнение, которого придерживаются разработчики беспилотных автомобилей: «Остался единственный “баг” в автомобиле — человек, ведь 80% всех ДТП происходит по вине человека».
Далее Салимжан Гафуров представил диаграмму предотвращения аварий от количества нажатий на педаль тормоза. Так, согласно диаграмме, обычный автомобиль и реакция человека предотвращают около 50% аварий, автомобиль с ADAS (система помощи водителю) и человеческий фактор предотвращают 75% аварий, а беспилотный автомобиль предотвращает около 99-100% аварий.
Так, беспилотный автомобиль принимает во внимание гораздо большее количество объектов (светофоры, люди, знаки, движущиеся объекты, автомобили и т.д.), именно поэтому беспилотник предотвращает большее количество аварий.
После показа статистики лектор привел в пример философскую задачку: «Вот вам проблема вагонетки, которая достаточно проста. У вас есть два варианта: вы убьете одного близкого человека или группу незнакомых людей?»
Это касается именно этики беспилотного автомобиля, пожертвует ли система своим хозяином или она поставит в приоритет пешеходов? «Здесь разработчику нужно примкнуть к одному из лагерей: первый — забота обо всех, но жертва собой, второй — забота о своей безопасности, эгоистичный принцип», — сообщает нам Салимжан Гафуров. Это и есть социальная дилемма. Также, согласно опросам, люди выберут именно личную безопасность и своих близких несмотря ни на что, ведь у нас это заложено в природе.
Так, лектор нам говорит: «На дороге правят эмоции, какие бы не были опубликованы философские взгляды и высказывания, человек в первую очередь будет думать о себе. У алгоритмов нет эмоций, машина выберет самый рациональный вариант, также необходимо перевести философию на C++ (язык программирования), дабы машина выбрала самый подходящий вариант, угодить всем».
На последнем слайде презентации лектор поставил фотографию двух своих детей и сказал следующее: «Через 11 лет моей дочери нужно будет сдавать на права, я делаю все, чтобы этого не случилось, чтобы она не делала перед собой тяжелый выбор, пожертвовать собой или пешеходами».
В целом, лекция была о философских взглядах, которые ставятся перед разработчиками беспилотников, какие они создадут алгоритмы, которыми будет руководствоваться автомобиль, какой он сделает выбор, чтобы минимизировать трагедию, насколько необходимы беспилотники в обществе, как создать идеальный автомобиль.
Михаил ЯКОВЛЕВ