Мультимедиа — оружие в борьбе за внимание!
Лектор нового занятия в рамках онлайн-курса «Поэтическая критика в медиа», кандидат филологических наук, доцент Южного Федерального университета Андрей Рослый рассказал о том, как работать с медиа-форматами, и подкрепил рассказ практическими рекомендациями. Встреча состоялась 25 июля на платформе Zoom. «Дивный новый мир наступил!» — сказал Андрей Сергеевич, а, по сути дела, сказало всё общество деятелей СМИ, уже пару десятков лет адаптирующихся к власти новой информационной империи — Всемирной Паутины. Но кто сказал, что в «новом мире» нет места поэзии?
Поприветствовав слушателей курса, лектор начинает занятие с иллюстрации — он вспоминает момент из книги итальянского писателя и журналиста Алессандро Барикко «Игра»:
«Меня очень тронул случай, описанный Алессанро Барикко, с его ребёнком, [который] попытался уже традиционным для нас жестом приближения картинки (разводит большой и указательный пальцы) увеличить фотографию в традиционной газете».
Приведённый эпизод Андрей Сергеевич связывает с тенденцией отнятия у старых форм информирования ведущих позиций в гонке за человеческое время. А отнимает их ничто иное как мультимедийный контент.
Александр Сергеевич сразу заявляет, что ярой агитацией за новые форматы в медиа он не будет заниматься: цель лекции — только понять, как меняется мир массовой информации и как к нему адаптироваться.
«Раньше, когда информирование было уделом СМИ, информация была более ограничена количественно, более качественна, <…> а сейчас, по формулировке медиа-аналитика Максима Корнева, “журналистика может случиться с каждым”. Значит, любой, у кого есть смартфон, компьютер, даже если этот любой не связан с профессией, — он может выполнить профессиональную функцию журналиста. В связи с этим меняется медиаландшафт, появляются новые СМИ и СМК, рассчитанные на новые привычки медиапотребления», — рассуждает лектор.
Обновлённые условия диктуют и новые правила игры: в потоке огромного количества новорождённых площадок и сервисов с короткими периодами жизни главные роли приобретают качество, новизна и способ подачи контента.
В подтверждение своих слов Андрей Сергеевич вспоминает лекцию журналиста Андрея Юрьевича Коняева и пересказывает один из тезисов: почему в Facebook для получения максимума отдачи от аудитории можно затратить минимум усилий, а в традиционных СМИ достижение тех же результатов стоит огромных трудов?
«Потому что Facebook борется не за право пользователя узнавать уникальную информацию. Он борется за управление вниманием».
Лектор на пару секунд отклоняется от предмета совершенно беспристрастного рассуждения, чтобы сказать: «Простите меня, коллеги журналисты» …
Людское время и внимание в условиях глобального информационного рынка стали приоритетными для производителей медиа. Океан авторитетных мнений и мыслей случайных пользователей, развлекательного контента и серьёзных социальных, научных работ — всё это сливается в одну арену для конкурентной борьбы, а орудиями выступают различные инструменты для создания мультимедиа. К последним ещё вернёмся…
Андрей Сергеевич старается не быть голословным: следующий тезис подкрепляется цитатами медиа-аналитиков Андрея Мирошниченко и Всеволода Пули. Оба сходятся во мнении, что журналистика, переходя в интернет, теряет прежде чёткую форму, размывается, сливается с общим потоком информации.
После столь длинного вступления Андрей Сергеевич переходит к более прикладной части лекции и приводит три условия для создания успешного медиа-проекта: понимание алгоритмов работы интернет-платформ, умение работать с аудиторией (осознание того, что тебе нужно от аудитории) и, разумеется, «классная идея».
В контексте разговора об освоении литературными проектами сетевых медиа-пространств лектор упоминает и развивающийся книжный блоггинг.
«Arzamas (поправьте, если я ошибаюсь) начинался фактически с двух камер, стола, стула и комнаты для записи видео. А сейчас это уже маленькая гуманитарная империя».
Технический прогресс также оказал колоссальное влияние на трансформацию информационного контента:
«Вот к чему я веду! 2010 год — появляется устройство, которое, на мой взгляд, перевернуло систему медиапотребления в целом. Это iPad. Потому что, так получилось, у нас как у потребителей медиа через доступ к планшету появился одновременно доступ к текстам, к звукам, к картинкам, к видео и т.д.».
Это то, о чём мы говорили: информация сама по себе уже не представляет такого интереса, как до изобретения мобильных устройств с доступом в интернет.
«[Теперь] аудитория любит, чтобы её развлекали. И здесь на первый план начинает выходить техника хорошей упаковки материала или техника увлекательного рассказа, или сторителлинг. <…> История, которая рассказана мультимедийными средствами так, чтобы её было не просто интересно читать, но чтобы в неё можно было погрузиться надолго. Зачем это нужно? Затем, что, напоминаю, медиа конкурируют за наше внимание!»
В современных СМИ работа с актуальными медиа-форматами идёт достаточно активно. Во всяком случае, лонгридом и сторителлингом сегодня уже вряд ли получится поразить искушённого потребителя. В качестве примера приводится знаменитый лонгрид 2012 года от The New York Times — Snow Fall. В кругах сетевого медиа-производства это произведение считается чуть ли не мерилом для создания лонгридов.
«… в общем и целом, мы не можем выйти из этого лонгрида, не дочитав его, просто потому что авторы управляют нашим вниманием. Я устаю читать текст — мне предлагают видео. Просматриваю видео — мне предлагают вернуться к тексту или полистать фотогалерею. Я хочу представить место действия — мне предлагают посмотреть интерактивную карту…»
Более поздние, но не менее выдающиеся отечественные медиа-проекты: «День, когда началась война» («Коммерсантъ»), «Видеть сны в хиджабе», «Глубоко внутри» (Ксения Диодорова). В качестве примера того, как мультимедийные проекты могут вписать в себя поэзию, Андрей Сергеевич приводит проект «Клан Пушкина» — лонгрид от студентов факультета журналистики МГУ о творчестве современных молодых поэтов.
«Сейчас судьба медиа, которые вынуждены конкурировать за внимание аудитории, постигает и профильные [проекты]. <…> Рано или поздно настанет время, когда нам станет тесно на одной площадке», — прогнозирует лектор.
«Сами по себе медиа не имеет ценности, если в нём нет главного: проблемы, героев, сюжета, авторской составляющей журналиста. Технологии дали нам новые инструменты, но система рассказывания истории остаётся старой…» Но что за система? В следующем блоке занятия Андрей Сергеевич объясняет, как спроектировать интересную мультимедийную историю. Причём делает это очень лаконично — в форме списка:
- Определить цель.
- Сформулировать идею.
- Выявить тему и сузить её в определённом фокусе (например, не «Поэзия», а «Формы верлибра»).
- Расписать суть истории, укладывающуюся в десять слов.
- Осознать целевую аудиторию.
- Представлять конечный продукт, понять особенности среды распространения и дистрибуции.
Автор презентации не рекомендует прыгать выше головы:
«Для того, чтобы достойно начать бороться за внимание аудитории, не обязательно замахиваться сразу на огромные проекты. Достаточно для начала в своих текстах допустить использование мультимедиа».
И тем не менее, он даёт практические рекомендации по использованию различных сервисов создания мультимедийного контента. Не можете дописать историю — искусственный интеллект porfirevich.ru сделает это за вас, а dictor.mail.ru ещё и прочтёт его вслух. Создание интерактивных веб-страниц, карт, видео, тестов, таймлайнов и т.д. Для того, чтобы раскрыть какую-либо тему во всей полноте, инструментов в сети предостаточно.
В завершение лекции Андрей Рослый рассуждает об информационной ценности медиаконтента. По сути, если потребитель не находит контент ценным лично для себя, то он не находит его ценным вообще.
«Делать проект из благих намерений для сорока человек — это, конечно, хорошо…» — грустно улыбается лектор. Но этого явно недостаточно, чтобы конкурировать с проектами с многотысячной аудиторией. У всех разные ощущения полезности. А об индивидуальном подходе в условиях глобальных медиа и речи быть не может — даже звучи смешно!
Единственный верный способ завоевать потребительское расположение большинства — вовлечь, заманить и удерживать как можно дольше. Похоже на преступление, однако таков уж современный хищный мир борьбы за людское внимание.
«… за счёт вовлечения ценность сообщения будет увеличена. Будет ли это вовлечение эмоциональное, будет ли человек читать только чтобы узнать развязку, будет ли человек читать потому, что ему стало забавно, — в любом случае, за счёт мультимедийных технологий эта ценность может быть увеличена».
Роберт ФАРУКШИН