Кино — это запечатлённое время
Российская государственная библиотека запустила цикл онлайн-лекций известного киноведа Александра Семенюка. Первая лекция, прошедшая 7 июля, была посвящена психологии восприятия кино. Корреспондент «Казанской Стужурки» резюмирует сказанное лектором.
О термине «кино»
«Кино — это целая вселенная, синтез искусств. Т.е. он объединяет в себе все искусства: пространственные и временные. Кино способно запечатлевать картину мира во всей её полноте, включая духовное измерение, то, чем занимается иконопись.
Особенности
Кинематограф в символически обобщённой форме показывает не только прошлое и настоящее, но и также способен моделировать будущее — в этом одна из его ключевых особенностей. Это только кажется, что кинематограф запускает на экран такие фантастические и реальные картинки. На самом деле может случиться так: хорошие актёры снимали что-то вчера или снимают сегодня, а в социальном и политическом плане оказывается, что они были почти провидцами. Эти прогнозы, эти модели будущего, процентов на девяносто оказываются точно реализуемыми в самой жизни.
Отличие от медиа
Ещё одно отличие кинематографа от других искусств, в первую очередь от медиа, — это манипулятивность. Кино самое манипуляторное искусство. При помощи звуко-зрительных образов оно воздействует как на отдельного человека, так и на всё общество. Кинематограф способен внушить какую-то идеологическую программу, которая сегодня кажется абсурдной и невероятной, но спустя год-два, иногда меньше, общество начинает следовать этим идеям.
Почему кино влияет на нас так сильно?
Здесь идёт речь об особенностях психологии восприятия звуко-зрительного образа. Если человек читает газету, и там написан какой-то лозунг, допустим, «Да здравствует (что-то)»... Если он не согласен с утверждением, то его цензура сознания сразу включается. Он забывает про него и забывает, что это вообще было с ним. А вот звуко-зрительный образ цензурировать практически невозможно. Поэтому когда талантливая актриса или актёр играют, то человек воспринимает этот образ, и, вольно или невольно, он проникает в душу, в то, что называется бессознательным.
Как кино влияет на нашу жизнь?
Многие молодые люди часто думают о том, что стиль жизни, стиль одежды, форма поведения и общения — это результат их собственной жизнедеятельности. На самом деле в очень большой степени на поведение человека влияет именно кино. Конечно, при помощи одного фильма так тотально воздействовать на сознательное и бессознательное человека невозможно. Но если эти фильмы выпускаются и смотрятся регулярно, то, безусловно, это как с наркотиком. Происходит привыкание к этому виду искусства, появляется потребность в нём, а также происходит усвоение тех образов, которые транслирует кинематограф.
О подтекстах в кино
Очень часто зрители думают, что происходящее на экране — это и есть всё содержание фильма. На самом деле в том же персонаже, который представляется на экране, концентрируется огромное количество типов: психологических, профессиональных, каких угодно. Сам по себе этот персонаж является символом, так называемым «героем нашего времени».
Тридцать шесть базовых сюжетов
В искусстве кино существует всего тридцать шесть базовых сюжетов. Их ещё называют «тридцатью шестью сюжетами Пальти». Был такой француз, который жил в начале двадцатого века в России. Он систематизировал эти сюжеты, возвёл в некий универсум. Это как в шахматах, там же существуют базовые ходы, а промежуточных может быть тысячи. Так и в кино. Например: муж, жена и любовник, полицейский и хулиган, а вот комбинаций может быть огромное количество.
Во всех ли фильмах есть политический подтекст?
Да, во всех. Другое дело, насколько он вам видим и насколько вам значим этот фильм. Т.е. он может быть политическим триллером, и кроме подтекста сам текст, сам сюжет содержит некоторые политические мысли. А может быть фильм развлекательным, но от этого он не перестаёт быть частью социо-политического поля, в котором мы существуем.
В дальнейших лекциях Александр Семенюк планирует на примерах рассказывать и показывать как фильм через сюжет, через свою структуру и композицию располагает скрытое содержание, смыслы, на кинематографическом поле, и вместе со слушателями рассмотрит, как они воспринимаются, минуя наше сознание.
Максим ПЛАТОНОВ