Цена признания, или Как построить миф вокруг себя
9 июля на платформе Webinar прошла онлайн-лекция, посвященная искусству от Армена Апресяна – кандидата философских наук и автора циклов популярных лекций об искусстве для детей и взрослых. Также он работал в частных художественных галереях в 1993-2007 годах.
На лекции нам были представлены различные картины известных художников: Сальвадора Дали, Фриды Кало, Дэмьена Херста и других. Также зрителям рассказали, какой ценой достигается известность и как построить миф вокруг себя, чтобы люди ходили на твои выставки и выражали восхищение, покупали твои картины за огромные деньги, узнавали из многих других художников.
Так, лектор рассказал нам немного из жизни Сальвадора Дали, дабы показать, как придать своей личности известность:
– 1939 год, в Америке Дали согласился оформить витрину магазина на Пятой авеню и создал инсталляцию из двух частей: в одной манекен стоял в ванной, из которой поднимались руки, держащие зеркало, а в другой располагалась кровать, над которой висела голова буйвола с окровавленным голубем в зубах. Витрина привлекла такое количество публики, что администрация города, опасаясь уличных беспорядков и давки, решила демонтировать творение Дали. Художник в праведном гневе перевернул ванну, разбил ей стекло витрины и вышел на улицу, где был арестован, правда ненадолго. После этого события, на следующий день, выставка Дали имела огромный успех у зрителей.
Также он в молодости старался выделяться из толпы, носил бакенбарды и длинные волосы, в своем городе он стал быстро известен, и местная пресса пророчила ему «большое будущее».
Армен Апресян провел небольшой опрос в соцсети Facebook и попросил назвать отечественных художников, и вот результаты: Айвазовский, Репин, Васнецов.
Лектор после опроса выдвинул предположение:
– Среди отечественных зрителей замечается, что ему нужно нечто ясное и понятное, но это не значит, что абстрактное ему не будет интересно. Так, когда началась пандемия, москвичи стояли на выставку Сальвадора Дали. Люди шли навстречу с мифом, с легендой, которая была создана художником.
Также Армен Апресян отметил, что работы художника без мифов и историй вокруг него будут менее интересны зрителю.
The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (1991), тигровая акула в аквариуме с формалином, Дэмьен Херст
Так произошло с известным английским художником Дэмьеном Херстом на аукционе. Были выставлены работы многих художников и была лишь одна картина Дэмьена, во время аукциона она была продана за 200 фунтов стерлингов. Когда аукционист рассказал, какая картина написана Дэмьеном, ее выставили на торги повторно, и она была продана уже за 200 тысяч фунтов стерлингов.
– Так, люди, даже не знающие, какая картина принадлежала Дэмьену, были готовы провести аукцион повторно, только из-за известного имени, – сетует Армен Апресян.
Из лекции можно сделать следующие выводы: чтобы стать известным художником, недостаточно иметь талант, высокое мастерство, креативность и оригинальность, нужно вокруг своего имени построить легенду, миф, историю, чтобы люди о тебе узнали и впоследствии ходили на выставки и экспозиции.
Михаил ЯКОВЛЕВ