Как писать и что читать о современном искусстве?
Одноименная онлайн-лекция прошла 10 июля на платформе Webinar. Искусствовед Александра Рудык в рамках курса ММОМА поделилась своими любимчиками среди культурных СМИ и рассказала о главных ошибках начинающих журналистов-критиков.
В начале лекции Александра Рудык указала на то, что комментарий нужен ко всему искусству: как к современному, так и к классическому. На хорошие рецензии сейчас спрос куда выше предложений.
Как стать хорошим арт-критиком? Главный редактор журнала «Диалог искусств» рассказала о её принципах написания текста:
- Описание. Его должно быть немного, так как каждый может зайти в интернет и посмотреть, как выглядит та или иная картина или скульптура.
- Краткость – сестра таланта. Ценна та рецензия, что написана кратко и доступным языком.
- Аудитория. Важно понимать, кто твоя аудитория и для кого ты пишешь.
- Дешифровка. Некоторые совершают такую ошибку, когда вместо того, чтобы расшифровывать работу, они шифруют ее еще больше.
- Помнить, что не существует единой точки зрения.
- Писать можно по такой схеме: рассказ (описание), история (это может быть даже мини-роман о происходящем на картине), анализ (ваш собственный опыт и насмотренность), также могут быть использованы различные технологии (видео, подкасты).
Какие СМИ про искусство, по мнению Александры Рудык, действительно стоящие?
- Диалог искусств
- Журнал «Искусство»
- Искусствознание
- The art newspaper Russia
- ХЖ
- Hi fructose
- Spike art magazine
- Hyperallergic
- Артгид
- Крапива
- Среда
- В Instagram: @ooohmyart
- В Telegram: Музейный сноб, Triumph gallery, Производственный роман
После лекции Александра ответила на вопросы участников.
– Куда писать начинающему критику?
– В свой Telegram-канал или же на своей странице в любой другой социальной сети. В The art newspaper, думаю, берут стажеров. Или просто в местные СМИ.
– Критики или аудитория решают, кто художник, а кто нет?
– Это сложный вопрос, и я, наверное, не смогу дать ответа на него. Таких критиков, как Розалинда Краусс, которые переворачивают искусство, сейчас нет. Аудитория в большинстве своем у нас, я бы сказала, необразованная.
– Куда пойти учиться на искусствоведа?
– ВШЭ, РАНХиГС, институт «База», школа Родченко.
– Если художник сам не может художественно описать свое произведение, стоит ли ему нанять человека, который в этом хорош?
– Художник должен уметь презентовать себя сам.
Читайте, смотрите, пишите, критикуйте, а главное, помните, что произведение искусства обретает смысл благодаря реальному контексту и воображению смотрящего.
Диана САЛИХОВА
Фото: Unsplash.com