1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Как писать и что читать о современном искусстве?

Дата: . Опубликовано в Тема

Одноименная онлайн-лекция прошла 10 июля на платформе Webinar. Искусствовед Александра Рудык в рамках курса ММОМА поделилась своими любимчиками среди культурных СМИ и рассказала о главных ошибках начинающих журналистов-критиков.

В начале лекции Александра Рудык указала на то, что комментарий нужен ко всему искусству: как к современному, так и к классическому. На хорошие рецензии сейчас спрос куда выше предложений.

Как стать хорошим арт-критиком? Главный редактор журнала «Диалог искусств» рассказала о её принципах написания текста:

  1. Описание. Его должно быть немного, так как каждый может зайти в интернет и посмотреть, как выглядит та или иная картина или скульптура.
  2. Краткость – сестра таланта. Ценна та рецензия, что написана кратко и доступным языком.
  3. Аудитория. Важно понимать, кто твоя аудитория и для кого ты пишешь.
  4. Дешифровка. Некоторые совершают такую ошибку, когда вместо того, чтобы расшифровывать работу, они шифруют ее еще больше.
  5. Помнить, что не существует единой точки зрения.
  6. Писать можно по такой схеме: рассказ (описание), история (это может быть даже мини-роман о происходящем на картине), анализ (ваш собственный опыт и насмотренность), также могут быть использованы различные технологии (видео, подкасты).

Какие СМИ про искусство, по мнению Александры Рудык, действительно стоящие? 

  • Диалог искусств 
  • Журнал «Искусство» 
  • Искусствознание 
  • The art newspaper Russia 
  • ХЖ 
  • Hi fructose 
  • Spike art magazine 
  • Hyperallergic
  • Артгид 
  • Крапива 
  • Среда 
  • В Instagram: @ooohmyart
  • В Telegram: Музейный сноб, Triumph gallery, Производственный роман

После лекции Александра ответила на вопросы участников.

– Куда писать начинающему критику? 

– В свой Telegram-канал или же на своей странице в любой другой социальной сети. В The art newspaper, думаю, берут стажеров. Или просто в местные СМИ. 

– Критики или аудитория решают, кто художник, а кто нет?

– Это сложный вопрос, и я, наверное, не смогу дать ответа на него. Таких критиков, как Розалинда Краусс, которые переворачивают искусство, сейчас нет. Аудитория в большинстве своем у нас, я бы сказала, необразованная. 

– Куда пойти учиться на искусствоведа?

– ВШЭ, РАНХиГС, институт «База», школа Родченко.

– Если художник сам не может художественно описать свое произведение, стоит ли ему нанять человека, который в этом хорош?

– Художник должен уметь презентовать себя сам.

Читайте, смотрите, пишите, критикуйте, а главное, помните, что произведение искусства обретает смысл благодаря реальному контексту и воображению смотрящего. 

Диана САЛИХОВА

Фото: Unsplash.com