Boxglass: очки виртуальной реальности. Насколько реально создать IT-бизнес в Удмуртии
Игорь Мельников, сооснователь и руководитель компании Boxglass, в прямом эфире на своем аккаунте в Instagram ответил на несколько вопросов корреспондента «Казанской Стужурки». Он рассказал, как его команде пришла идея заниматься IT-бизнесом в Удмуртии, как они проходили сертификацию в компании Google и почему держать офис выгоднее в маленьких городах.
Расскажи, пожалуйста, чем занимается ваша компания?
Мы лаборатория виртуальной и дополненной реальности Boxglass. Создаем Boxglass Cardboards – очки виртуальной реальности, сделанные с помощью картона и специальных увеличивающихся линз. А также создаем контент для виртуальной и дополненной реальности. С недавнего времени также начали подключать такие технологии, как компьютерное зрение, искусственный интеллект.
Как в голову пришла идея заниматься именно IT-бизнесом?
Компанию я создал не один, вместе со своими друзьями-партнерами. В нашем поколении был такой «герой нашего времени» — Саша Белый. Он все делал бок о бок со своими друзьями. У меня с детства это как-то отложилось. В какой-то момент мы решили с друзьями создать бизнес, тем самым нарушив самое главное правило предпринимателя — не вести бизнес с друзьями.
Нам было без разницы, чем заниматься, мы просто хотели «свое» дело. Сначала хотели заниматься стройкой или ковкой, вариантов было огромное множество. В итоге пришли к тому, что всем интересен именно бизнес в сфере IT-технологий. Полгода мы отслеживали тренды в IT. В 2014 году на выставке Google I/O были представлены очки виртуальной реальности. И мы загорелись. Google показали эти очки, тем самым дав миру простой доступный инструмент для погружения в виртуальную реальность. Мы связались с ними, получили их развертку. Вырезали ее из картона, вставили линзы. В получившиеся очки поставили смартфон и удивились, насколько все необычное просто! Вот она — виртуальная реальность, доступная всем.
На кого был рассчитан этот продукт?
Сначала мы не совсем понимали, кому это нужно. Потом мы планировали его продавать обычным покупателям в ларьках и магазинах. Кстати, в 2015 году очки виртуальной реальности уже выставлялись на полках в маленьких магазинах — островках в торговых центрах Ижевска, забавно, такого даже в Москве не было на тот момент. Уже позже мы пришли к выводам, что основной рынок — это B2B (бизнес для бизнеса, то есть продажа юридическим лицам).
Ты помнишь, от кого был первый крупный заказ?
Помню, конечно. Компания Ford Motor Company заказала у нас крупную партию кардбордов.
Зачем они им нужны были? И как о вас узнали в Ford? Вы же были тогда никому неизвестны.
У них тогда была презентация нового Ford Fiesta, насколько я помню. Они сняли видео в формате 360. И презентовали его в брендированных очках виртуальной реальности. Презентация была в том числе в Казани, Питере и Москве. На нас тогда как раз вышел посредник, который делал это видео.
Сейчас чем занимаетесь, на что ставите упор в своей работе?
Мы поняли, что одними очками сыт не будешь. И начали создавать различные продукты для виртуальной и дополненной реальности. Сейчас мы занимаемся в основном заказной разработкой. Спустя четыре года плотной работы у нас родилось три продукта. Первый продукт — спортивный тренажер виртуальной реальности. Например, ты занимаешься фехтованием. Тебе дается задание уколоть соперника в ногу или другие задания. И ты в режиме виртуальной реальности выполняешь их.
Второй продукт — Boxglass Education. Это набор, состоящий из 15 телефонов и одного планшета. Телефоны для учеников, планшет для учителя. Например, учитель дает задание: «Посмотрите, отсюда Колумб отправился открывать Америку». Они надевают очки и смотрят, им даются подсказки. Таким образом, с помощью визуального образа большинство учеников запоминают материал намного лучше.
И третий продукт сделан для застройщиков. Продукт, с помощью которого менеджер и покупатель могут прогуляться по жилому комплексу в режиме виртуальной реальности. То есть в реальном времени комплекс находится еще на стадии котлована, а в виртуальной реальности мы уже смотрим на свое будущее жилье. Плюс мы сделали дополнительную выгрузку из «Битрикса» (программа, помогающая бизнесу). Менеджер может в режиме виртуального времени посмотреть, какие конкретно квартиры имеются в продаже. Также менеджеры могут интервьюировать своих будущих покупателей в режиме виртуальной реальности, дальше все это загрузится обратно в «Битрикс». И менеджеру не нужно в ручную заполнять никакую информацию.
Читала, что компания Boxglass сертифицирована компанией Google. Расскажи про это поподробнее?
Да, сертифицированы. Когда Google разработали очки, они дали всему миру возможность производить их, не сделав никакой на них патент, то есть не заявив на них никаких прав. К тому же, предлагали всем желающим присоединиться к их программе Work with Google Cardboard, но нужно было соответствовать их стандартам качества. Был определенный ряд критериев, например, наличие сайта на английском языке, высокое качество картона и линз, наличие на очках специального QR-кода. Мы, честно, около двух лет пытались пройти эту сертификацию: у нас то картон был не того качества, то линзы. И мы постоянно усовершенствовали качество своего продукта. И, кажется, в 2017 году мы попали в их программу и были представлены на их сайте.
Фантастика! То, что ты рассказываешь, не звучит как какая-то магия. Это все вполне реально, к тому же развертка была уже готова. Явно же многие хотели развить свой бизнес? Как сейчас обстоят дела с конкуренцией?
По цифрам мы очень на высоком уровне. По официальной статистике Google, мы занимаем 4 процента мирового рынка по производству кардбордов. То есть каждые двадцать пятые очки в мире сделаны в Удмуртии.
Что касаемо готовой развертки... мы не использовали стандартную развертку Google. Сразу, благодаря обратной связи с клиентами, нашли в ней изъяны и доработали ее.
В 2014 году было много ребят, которые производили кардборды в Перми, Самаре, Питере, Москве. Но у нас была достаточно агрессивная стратегия. Я сразу зашел в VR сообщества. О нас узнали и стали к нам обращаться.
Почему вы со своей командой остаетесь в Удмуртии, а не едете в столицу за лучшими разработками, за лучшими практиками?
Мы приняли решение держать офис в Ижевске, так как это наиболее оптимальный вариант. У нас очень талантливые разработчики. Все они в основном самоучки и фанатики своего дела. Они уходят с головой в работу. Это прекрасно.
Сам офис держать также гораздо выгоднее в Ижевске, чем в Москве. Мы сами приезжаем к клиентам в Москве, Казани, Питере и продаем. Нет смысла перевозить компанию куда-то. Это дороже.
Какое ощущение от состояния рынка сейчас в период пандемии, ощущаете ли вы кризис на себе?
Конечно, рынок ухудшился. VR — это дорого, не все готовы вкладываться в дорогие продукты в кризис. У нас очень много клиентов слетело из-за пандемии. Потому что мы делали упор на выставки, форумы. Какое-то время думали, что закроемся. И буквально недавно нам пришел заказ на 50 тысяч пар кардбордов для «Бессмертного полка». Также была небольшая задержка с линзами из Китая. Но в целом, все окей. Я уверен, что все будет хорошо, и мы справимся.
Беседовала Мария ВАЛИШИНА
Фото: из архива Игоря Мельникова и официальной группы Boxglass