1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Комната с видом»: эффект британского кино

Дата: . Опубликовано в Тема

«Комната с видом» – характерный образец британского кино. Этому фильму в этом году исполняется 35 лет. Разберем, чем он примечателен.

Первое, что следует отметить, говоря о британском кинематографе, – это литературная основа сценариев. Много снимается в Королевстве фильмов по книгам. Среди экранизаций достаточно назвать мини-сериалы «Джейн Эйр» (1983), «Гордость и предубеждение» (1995), «Север и Юг» (2004) или фильмы «Пигмалион» (1938), «Грозовой перевал» (2009). Это могут быть и картины совместного производства (чаще всего – с США, Францией, Италией): «Ромео и Джульетта» (1968), «Искупление» (2007), «Английский пациент» (1996), «Разум и чувства» (1995), «Дэвид Копперфилд» (1999), «Крылья голубки» (1997), «Отверженные» (2012), «Холодная гора» (2003) и другие.

Британские режиссеры охотно берутся за интерпретацию произведений английской литературы: как классической (Шарлотта Бронте, Джейн Остин, Элизабет Гаскелл, Чарльз Диккенс), так и модернистской (к примеру, Пол Боулз), а также современной (Иэн Макьюэн).

tgahrtv

Вот и «Комната с видом» («A Room with a View») – это адаптация одноимённого романа 1908 года британского писателя Эдварда Моргана Форстера (1879-1970), творившего в жанре психологического реализма. Режиссер Джеймс Айвори, судя по всему, являлся поклонником творчества этого романиста. Впоследствии он снял еще два фильма по его произведениям: «Морис» (1987) и «Усадьба Хауардс-Энд» (1991).

В среде британских кинематографистов популярны кинокартины на тему взросления. Во многом это объясняется опорой на классический литературный жанр – роман воспитания. Особенно часто на экране запечатлеваются истории юных людей, только вступающих во взрослую жизнь: «Опасные связи» (1988), «Синг Стрит» (2015), «Субмарина» (2010) и др. Приоритеты и ценности молодого и старого поколений не всегда совпадают, и мы наблюдаем конфликт.

«Комната с видом» тоже рисует перед нами поколенческую драму, но в обертке романтической истории. Действие происходит в начале XX века. Молодая особа Люси и присматривающая за ней тетя Шарлотта путешествуют по Италии. Во Флоренции они знакомятся с англичанином Джорджем, который оказывается человеком порывистым и свободным. Своими взглядами и поведением он шокирует пожилую Шарлотту, которая являет собой образец чинного благородства и безупречного воспитания. Шарлотта стремится к тому, чтобы и Люси вписывалась в ее систему ценностей. Однако девушка очарована молодым человеком и начинает по-новому смотреть на свое будущее. Мы наблюдаем становление героини как личности. И музыка Бетховена, которую исполняет на рояле Люси, как нельзя лучше передает нахлынувшие на молодую леди чувства.

Помимо любовной линии есть в ленте и иной пласт – социальный. Заметно, как постепенно меняется консервативное и чопорное общество. Пусть пока не так радикально, как после Первой мировой войны, но все же ветер перемен чувствуется. Устоявшиеся моральные нормы подвергаются серьезному испытанию со стороны прогрессивных представителей нового поколения, живущих по велению сердца. Так, благодаря Джорджу Люси открывает для себя мир сильных чувств и эмоций. Ей предстоит сделать выбор между Джорджем и Сэсилом. Сэсил – человек, брак с которым одобряет ее матушка и в целом круг знакомых их семьи. Потенциальный жених принадлежит к типу людей, которые ничем особенно не заняты. В фильме по этому поводу звучит даже слово «праздный». Сэсил стремится только к обладанию чем-то или кем-то: будь то произведение искусства или красивая девушка.

В определенной степени «Комната с видом» близка к «Смерти в Венеции» (1971) Лукино Висконти. Речь идет не только об общем месте действия – Италии, но и о показанном кризисе мировоззрения. Причем это делается в деликатной манере, ненавязчиво, без морализаторства. Как пишет кинокритик Сергей Кудрявцев в книге «3500 кинорецензий», «любование красотой – природы, памятников архитектуры, вещей, одежды – ещё поддерживало в людях последнюю иллюзию, что миру удастся избежать неотвратимых исторических катаклизмов».

trfvbg

Картина отличается потрясающей проработкой атмосферы того времени, вниманием к деталям. Особенно поражают аутентичные костюмы эдвардианской эпохи и великолепные виды Флоренции. К слову, «Комната с видом» удостоилась премии «Оскар» за лучшие костюмы и декорации. А результатом бережного обращения с литературным источником и привнесения режиссером своего стиля стала награда Американской киноакадемии за лучший адаптированный сценарий.

Добавьте к этому сильную британскую актерскую школу в лице небезызвестных Хелены Бонем Картер (тогда еще совсем юной), Дэниэла Дэй-Льюиса, Джуди Денч, Мэгги Смит. Фирменный английский юмор и несколько комичных персонажей прилагаются. Проявляется в картине и театральная составляющая: повествование разделено на несколько частей, как акты пьесы. Каждая часть – со своим названием и рисованной заставкой в книжном стиле. Интересен прием закольцовки сюжета, когда в конце фильма во Флоренции в том же самом пансионе останавливается другая молодая леди с пожилой компаньонкой.

«Комната с видом» – это эстетика кадра, планов, атмосферы и актерской игры в одном флаконе. Со вкусом и изяществом переданы дух и настроение прошлого. Это утонченная картина, построенная на полутонах и оттенках, где все выверено и нет ничего лишнего. Думается, именно благодаря этому балансу британские фильмы оказывают такой поразительный эффект на зрителя и не забываются.

 

 

 

Ольга Агнистикова 

фото взяты из открытых источников