1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Визуальная эстетика в фильме «Три цвета: Синий»

Дата: . Опубликовано в Тема

«Цветная трилогия» (синий, белый, красный) – это, пожалуй, самое известное произведение польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского. Анализируем художественную составляющую фильма 1993 года «Три цвета: Синий» («Trois couleurs: Bleu») и пытаемся ответить на вопрос, в чем его уникальность.

В эру блокбастеров с их одинаковыми желто-синими цветовыми схемами так приятно вспомнить фильмы с творческим подходом к цвету. Есть режиссеры, создающие свои особые визуальные миры в первую очередь с помощью цвета: Уэс Андерсон, Тим Бертон, Дэвид Финчер и др. Но крайне редко встречаются случаи, когда целый фильм построен на эстетике одного цвета. Кинотрилогия «Три цвета» Кшиштофа Кесьлевского в этом плане исключительна и неповторима.

Хотя Кесьлевский и родился в Польше, но второй период своего творческого пути провел во Франции. Есть теория, согласно которой 3 цвета из трилогии режиссера символизируют флаг Франции и девиз Французской революции – «Свобода, равенство, братство». Свое видение идеалов этой западной страны он, как полагают, и пытался перенести на киноэкран. Но и в контексте личной психологической драмы происходящее в этих фильмах тоже можно оценивать. Тем более что мотив травмы оказывает значимым для понимания всех трех частей трилогии режиссера.

qazxsdcvf

Главная героиня (Жюли) пытается обрести свободу от своего трагического прошлого, утраченной любви и найти новый смысл жизни. Это один из фильмов, где события сами по себе не так важны. Важен внутренний мир героев, их переживания, чувства и эмоции.

При просмотре этой картины мы полностью погружаемся в состояние героини, проживаем кусочек ее жизни. Психологическое воздействие этого фильма по-настоящему сильно. Но что помогает передать столь тонкие нюансы внутреннего состояния Жюли? Ответ: цвет, а именно – синий.

При анализе визуального ряда картины нельзя не обратиться к символике и психологии синего цвета. Синий цвет больше других влияет на эмоциональное состояние. Он холодный. Иоганн Гете так охарактеризовал синий: «В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя. Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас. Подобно тому, как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечет нас за собою».

Считается, что темные оттенки синего оказывают угнетающее воздействие, символизируют тоску, отчаяние, меланхолию, но в то же время заставляют задуматься о бесконечности, смысле существования и других высоких материях.

Почему же синий оказывает именно такой эффект? Истоки этого лежат на глубинном подсознательном уровне. Синий цвет в природе – у моря, неба, гор, поэтому мы ассоциируем его с далекими и отстраненными объектами.

ujnbvfqw

В синие цвета окрашены многие  сцены в ленте Кесьлевского. Так, в минуты невыразимой печали лицо Жюли окутывает синяя дымка или, как вариант, на женщине отражаются синие отблески, словно пятна прошлого. Тем самым режиссер показывает, как воспоминания преследуют героиню, каждый раз напоминают о себе, не дают забыться.

В темных и глубоких водах бассейна плавает героиня. Это самый насыщенный оттенок синего в фильме. Вода словно утягивает ее за собой, в пучину одиночества и боли. Но, быть может, это глубины пережитого горя, в которых она хочет раствориться?

Вещь, которую Жюли берет с собой из старого дома при переезде, – синяя люстра. Стеклянные украшения люстры выполнены в форме слез, что еще больше подчеркивает страдания героини.

Синий цвет как символ отстраненности проявляется, к примеру в сцене, когда к Жюли приходит взять интервью журналистка. Синяя стена словно отгораживает героиню от внешнего мира. Обратите внимание на композиционное решение в виде рамок, которые отделяют двух женщин друг от друга.

Для контраста синему используется золотисто-коричневый фильтр, который ассоциируется с теплотой и близостью. Эту цветосхему можно встретить во всех произведениях Кесьлевского. Все цвета в фильме приглушенные, неяркие, благодаря чему объекты не перетягивают на себя излишнее внимание.

Другой яркий прием, который используется в картине, – затемнение между сценами. Это монтажное решение призвано выразить пропасть, отделяющую Жюли от остального мира. Усиливающаяся при этом проникновенная оркестрово-хоровая музыка словно играет на струнах души и демонстрирует, как сильно женщина поглощена своей трагедией. Она словно в водовороте, который поглощает ее. Время для нее течет по-другому, резко замедляясь, что демонстрируется с помощью затемняющейся монтажной склейки.

В некоторых моментах используется прием съемки с рук (дрожащая камера). Это решение направлено на то, чтобы показать внезапные эмоциональные порывы, которые охватывают героиню.

qwerfgty

Весомую роль в фильме занимает и тема творчества. Муж Жюли был композитором. Ему поручили создать симфонию для Европейского Союза. Выясняется, что Жюли принимала активное участие в написании музыки и придумывании аранжировок. Прием расфокуса в эпизоде с выбором оркестровки погружает в величие музыкального звучания. Через акт творения героиня пытается не только выразить свое душевное состояние, но и преодолеть тяжелую психологическую травму, а также запечатлеть идею вечности. Вот почему «Три цвета: Синий» – еще и тонкая философско-психологическая драма.

«Три цвета: Синий» – настоящая эстетика синего, воплощенная на экране. Неслучайно фильм был удостоен главной награды Венецианского кинофестиваля. Пронзительно, глубоко и тонко передается внутреннее состояние героини. Один из редких случаев, когда в повествование погружаешься с головой. Мощная операторская работа Славомира Идзяка и щемящая сердце мелодия основной музыкальной композиции Збигнева Прайснера способствуют этому еще больше.

Агнистикова Ольга