1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Как работать с цветом: разбирая кинокадры

Дата: . Опубликовано в Тема

Цвет – важная часть любого изображения, а оно, как известно, правит бал. Разберемся, какие есть правила для работы с цветом и как их применять. Кадры из фильмов нам в этом помогут.

Цвета в визуальном искусстве играют значимую роль, поэтому правила работы с цветом и механизмы его восприятия следует знать.

Функции цвета таковы:

  1. передача атмосферы, духа, настроения;
  2. выражение идей, подтекстов, наполнение дополнительной смысловой нагрузкой;
  3. создание уникального визуального мира;
  4. управление вниманием и эмоциональным состоянием зрителя.
  1. I.                Контраст и сближенность

Первая сторона работы с цветом – это выбор контрастного или сближенного сочетания цветов. Контраст передает напряжение и динамику кадра, а сближенные цвета – спокойствие и статику. Возможны разные степени контраста и сближенности, что также влияет на восприятие изображения.

Взгляните на два кадра в фильме «Нефть». Первый – с высоким уровнем контрастности, передающим предельное драматическое напряжение в самый пик аварии на буровой установке. На втором кадре динамика уже упала, поэтому присутствуют только сглаженные цвета.

 tqzasd

Сам контраст делится на несколько видов:

  1. 1)     контраст холодного и теплого;

Контраст теплого оранжевого и холодного синего в этой сцене из «Драйва» показывает разлом, который образовался между персонажами.

 zaqwer

  1. 2)     контраст светлого и темного;

Этот вид контраста помогает выделить объекты внимания из их окружения. В «Крестном отце» с помощью контрастных сцен с глубокими тенями, когда часть изображения утопала в темноте, передаются драматизм и высокая экспрессия ситуаций.

 zxctyu

Для сравнения: в этом кадре из фильма «Бойцовский клуб» герой, наоборот, почти сливается с фоном. Персонажа словно поглотило монотонное существование. Здесь используется прием сглаженности цветов.

 nbvryu

  1. 3)     контраст дополнительных цветов

Пары дополнительных цветов: жёлтый и фиолетовый; жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый; оранжевый и синий; красно-оранжевый и сине-зелёный; красный и зелёный; красно-фиолетовый и жёлто-зелёный. Когда дополнительные цвета находятся рядом, это усиливает их яркость.

Такой контраст часто используется в экшн-сценах для показа противостояния героев. Например, при нападении главного антагониста на Хогвартс в фильме «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II».

 kjhgfdbv

Притча во языцех – злоупотребление оранжево-синей цветокоррекцией в голливудских блокбастерах. Яркость и насыщенность этих цветов подчас увеличиваются до такой степени, что картинка приобретает крайне неестественный вид. Кроме того, в таких фильмах теряется индивидуальность. Все они становятся похожими друг на друга по визуальному стилю.

Источник фото: www.film.ru/articles/kinoslovar-oranzhevyy-protiv-sinego

  1. II.              Цвет конкретных объектов и явлений

Еще один аспект – цветовое структурирование истории в целом и ее значимых элементов в отдельности. С помощью цвета можно выделить как само пространство, так и героев.

Например, своеобразным клише стало выделение положительного персонажа светлым цветом, а отрицательного – темным (кадр из «Властелина колец: Возвращение Короля»).

 qazswe

В «Господине Никто» три женских персонажа ассоциируются с каким-либо цветом: желтым (символ богатства), голубым (символ грусти) или красным (символ любви).

 hgfqa

Вообще приписывание цветам тех или иных значений распространено в визуальном искусстве. В «Шестом чувстве», к примеру, красный сигнализирует угрозу.

 ujnbvfr

Но можно достичь того, что в конкретном фильме с той или иной характеристикой может ассоциироваться неожиданный цвет. Для этого в визуальное повествование вводится определенный цвет, на котором акцентируется внимание в значимой сцене. Так, в «Убийстве в Восточном экспрессе» с убийством связан не красный цвет, а синий. Соответственно, зрители реагируют на цвет в том значении, какое придал ему автор.

 ujnbvfghj

В этом знаменитом кадре из «Головокружения» сочетание зеленого и фиолетового и силуэтная съемка рождают мистическую и тревожную атмосферу.

 iqlh

  1. III.            Цветовая палитра (цветосхема)

Конструирование цветовой схемы – сложный процесс, результат которого напрямую влияет на общее, комплексное восприятие визуального произведения. Вот далеко не полный перечень возможных цветовых палитр.

  1. 1)     Комплементарные цвета

Основана на сочетании двух контрастных (дополняющих) цветов из пар: жёлтый и фиолетовый; жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый; оранжевый и синий; красно-оранжевый и сине-зелёный; красный и зелёный; красно-фиолетовый и жёлто-зелёный. Картинка получается живой, яркой и выразительной, как, например, в фильме «Амели».

 yhbvcd

  1. 2)     Аналогичные (смежные) цвета

Соседние цвета палитры воспринимаются наиболее гармонично. Например, в этой сцене из фильма «Афера по-американски» присутствуют оранжевый, коричневый и желтый, создавая теплое изображение, вызывающее чувство комфорта.

  1. 3)     Монохромная цветовая схема

На изображении присутствует только один цвет, но разной насыщенности. Например, в этом кадре «Бегущего по лезвию 2049» есть только оранжевые тона.

 rfvcd

  1. 4)     Приглушенная палитра

Изображение с тусклыми, мрачными, грязными цветами и глубокими тенями встречается в антиутопиях, произведениях жанра постапокалипсиса, триллерах. Так, пониженная цветовая насыщенность в картине «Семь» передает гнетущую атмосферу города, в котором происходят ужасные события. Тьма словно поглощает героев.

Наверняка вы заметили, как от фильма к фильму меняется цветовая гамма саги о Гарри Поттере. Цвета становятся все более темными, холодными и блеклыми. Из детской сказки история превращается в серьезную драму. Это пример реализации цветом функции переноса во времени.

Помимо переноса во времени цвет может выполнять функцию переноса в пространстве. Хрестоматийный пример – «Матрица», в которой спрограммированный мир показан в зеленых оттенках, а реальный – в синих.

  1. 5)     Пастельная палитра

Эффекта сказочности можно достичь с помощью нежных цветов с пониженной интенсивностью. Посмотрите на этот кадр с мягкими сочетаниями оттенков из «Отеля Гранд Будапешт».

  1. 6)     Ограниченная по цветности палитра

Иногда кинематографисты решают сделать все изображение черно-белым, а какой-то один объект – цветным. Цвет в этом случае выполняет функцию акцентирования. Типичный пример – девочка в красном пальто из «Списка Шиндлера».

Другой пример – фильм «Помни», где два варианта палитры (цветная и черно-белая) отражают разнонаправленные временные линии. Этот прием помогает зрителю понять, какие события происходят в настоящем, а какие – относятся к прошлому.

В целом цвет – сложная и объемная тема, требующая детального изучения и серьезного к себе внимания. Однако от умения использовать цвета во многом зависит эффективность визуального повествования, художественность и эстетика произведения, уровень его воздействия на зрителя.

 

 

Ольга Агнистикова 

фото взяты из открытых источников