Как работать с цветом: разбирая кинокадры
Цвет – важная часть любого изображения, а оно, как известно, правит бал. Разберемся, какие есть правила для работы с цветом и как их применять. Кадры из фильмов нам в этом помогут.
Цвета в визуальном искусстве играют значимую роль, поэтому правила работы с цветом и механизмы его восприятия следует знать.
Функции цвета таковы:
- передача атмосферы, духа, настроения;
- выражение идей, подтекстов, наполнение дополнительной смысловой нагрузкой;
- создание уникального визуального мира;
- управление вниманием и эмоциональным состоянием зрителя.
- I. Контраст и сближенность
Первая сторона работы с цветом – это выбор контрастного или сближенного сочетания цветов. Контраст передает напряжение и динамику кадра, а сближенные цвета – спокойствие и статику. Возможны разные степени контраста и сближенности, что также влияет на восприятие изображения.
Взгляните на два кадра в фильме «Нефть». Первый – с высоким уровнем контрастности, передающим предельное драматическое напряжение в самый пик аварии на буровой установке. На втором кадре динамика уже упала, поэтому присутствуют только сглаженные цвета.
Сам контраст делится на несколько видов:
- 1) контраст холодного и теплого;
Контраст теплого оранжевого и холодного синего в этой сцене из «Драйва» показывает разлом, который образовался между персонажами.
- 2) контраст светлого и темного;
Этот вид контраста помогает выделить объекты внимания из их окружения. В «Крестном отце» с помощью контрастных сцен с глубокими тенями, когда часть изображения утопала в темноте, передаются драматизм и высокая экспрессия ситуаций.
Для сравнения: в этом кадре из фильма «Бойцовский клуб» герой, наоборот, почти сливается с фоном. Персонажа словно поглотило монотонное существование. Здесь используется прием сглаженности цветов.
- 3) контраст дополнительных цветов
Пары дополнительных цветов: жёлтый и фиолетовый; жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый; оранжевый и синий; красно-оранжевый и сине-зелёный; красный и зелёный; красно-фиолетовый и жёлто-зелёный. Когда дополнительные цвета находятся рядом, это усиливает их яркость.
Такой контраст часто используется в экшн-сценах для показа противостояния героев. Например, при нападении главного антагониста на Хогвартс в фильме «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II».
Притча во языцех – злоупотребление оранжево-синей цветокоррекцией в голливудских блокбастерах. Яркость и насыщенность этих цветов подчас увеличиваются до такой степени, что картинка приобретает крайне неестественный вид. Кроме того, в таких фильмах теряется индивидуальность. Все они становятся похожими друг на друга по визуальному стилю.
Источник фото: www.film.ru/articles/kinoslovar-oranzhevyy-protiv-sinego
- II. Цвет конкретных объектов и явлений
Еще один аспект – цветовое структурирование истории в целом и ее значимых элементов в отдельности. С помощью цвета можно выделить как само пространство, так и героев.
Например, своеобразным клише стало выделение положительного персонажа светлым цветом, а отрицательного – темным (кадр из «Властелина колец: Возвращение Короля»).
В «Господине Никто» три женских персонажа ассоциируются с каким-либо цветом: желтым (символ богатства), голубым (символ грусти) или красным (символ любви).
Вообще приписывание цветам тех или иных значений распространено в визуальном искусстве. В «Шестом чувстве», к примеру, красный сигнализирует угрозу.
Но можно достичь того, что в конкретном фильме с той или иной характеристикой может ассоциироваться неожиданный цвет. Для этого в визуальное повествование вводится определенный цвет, на котором акцентируется внимание в значимой сцене. Так, в «Убийстве в Восточном экспрессе» с убийством связан не красный цвет, а синий. Соответственно, зрители реагируют на цвет в том значении, какое придал ему автор.
В этом знаменитом кадре из «Головокружения» сочетание зеленого и фиолетового и силуэтная съемка рождают мистическую и тревожную атмосферу.
- III. Цветовая палитра (цветосхема)
Конструирование цветовой схемы – сложный процесс, результат которого напрямую влияет на общее, комплексное восприятие визуального произведения. Вот далеко не полный перечень возможных цветовых палитр.
- 1) Комплементарные цвета
Основана на сочетании двух контрастных (дополняющих) цветов из пар: жёлтый и фиолетовый; жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый; оранжевый и синий; красно-оранжевый и сине-зелёный; красный и зелёный; красно-фиолетовый и жёлто-зелёный. Картинка получается живой, яркой и выразительной, как, например, в фильме «Амели».
- 2) Аналогичные (смежные) цвета
Соседние цвета палитры воспринимаются наиболее гармонично. Например, в этой сцене из фильма «Афера по-американски» присутствуют оранжевый, коричневый и желтый, создавая теплое изображение, вызывающее чувство комфорта.
- 3) Монохромная цветовая схема
На изображении присутствует только один цвет, но разной насыщенности. Например, в этом кадре «Бегущего по лезвию 2049» есть только оранжевые тона.
- 4) Приглушенная палитра
Изображение с тусклыми, мрачными, грязными цветами и глубокими тенями встречается в антиутопиях, произведениях жанра постапокалипсиса, триллерах. Так, пониженная цветовая насыщенность в картине «Семь» передает гнетущую атмосферу города, в котором происходят ужасные события. Тьма словно поглощает героев.
Наверняка вы заметили, как от фильма к фильму меняется цветовая гамма саги о Гарри Поттере. Цвета становятся все более темными, холодными и блеклыми. Из детской сказки история превращается в серьезную драму. Это пример реализации цветом функции переноса во времени.
Помимо переноса во времени цвет может выполнять функцию переноса в пространстве. Хрестоматийный пример – «Матрица», в которой спрограммированный мир показан в зеленых оттенках, а реальный – в синих.
- 5) Пастельная палитра
Эффекта сказочности можно достичь с помощью нежных цветов с пониженной интенсивностью. Посмотрите на этот кадр с мягкими сочетаниями оттенков из «Отеля Гранд Будапешт».
- 6) Ограниченная по цветности палитра
Иногда кинематографисты решают сделать все изображение черно-белым, а какой-то один объект – цветным. Цвет в этом случае выполняет функцию акцентирования. Типичный пример – девочка в красном пальто из «Списка Шиндлера».
Другой пример – фильм «Помни», где два варианта палитры (цветная и черно-белая) отражают разнонаправленные временные линии. Этот прием помогает зрителю понять, какие события происходят в настоящем, а какие – относятся к прошлому.
В целом цвет – сложная и объемная тема, требующая детального изучения и серьезного к себе внимания. Однако от умения использовать цвета во многом зависит эффективность визуального повествования, художественность и эстетика произведения, уровень его воздействия на зрителя.
Ольга Агнистикова
фото взяты из открытых источников