1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Забытые», которых не забыть: к юбилею Бунюэля

Дата: . Опубликовано в Тема

22 февраля исполняется 120 лет со дня рождения режиссера Луиса Бунюэля. Вспоминаем первый фильм, принесший ему признание киносообщества.

Картина «Забытые» 1950 года не принадлежит к числу самых известных работ Бунюэля. Обычно его имя ассоциируется со «Скромным обаянием буржуазии», «Виридианой» или «Дневной красавицей». Однако именно «Забытые» стали во многом новаторским произведением. И уже в этом фильме можно обнаружить фирменные приметы стиля Бунюэля.

uTQi0ZTGjvk

Жизнь и творчество Луиса Бунюэля (1900-1983) связаны не только с Испанией, где родился режиссер, но и с Мексикой, куда он эмигрировал из-за Гражданской войны на своей Родине, а также с Францией, оказавшей влияние на его киностиль.

«Забытые» («Los olvidados») относятся к мексиканскому периоду творчества Луиса Бунюэля. Действие фильма разворачивается в трущобах города Мехико. Там орудует группа детей и подростков, которыми руководит возвратившийся из тюрьмы Хаибо. Они совершают акты насилия, избивая и обкрадывая беззащитных. Позже к беспризорникам присоединяется маленький Педро. Когда дело доходит до тяжкого преступления, Педро понимает всю серьезность ситуации и, кажется, готов встать на путь исправления.

jhgxp

За эту картину Бунюэль получил награду Каннского кинофестиваля 1951 года в номинации «Лучший режиссер». Для Мексики это был серьезный успех: впервые фильм мексиканского производства получил международное признание кинокритиков.

Однако реакция первых зрителей на фильм в самой Мексике была негативной. Высшие и средние слои общества, пресса, правительство посчитали фильм излишне радикальным в показе социальной реальности. Особенно их возмущало, что режиссером был иностранец. С позиций сегодняшнего дня лента не смотрится жестокой. Но для  середины прошлого века такое обнажение жизни мексиканских низов с ее нищетой, маргинальными элементами, безработицей, преступностью было смелым шагом. Даже, можно сказать, прорывом.


С исторической точки зрения легко проводятся параллели между этим фильмом и образцами французской «новой волны», итальянского неореализма. Все эти направления принадлежат к авторскому кино, освобожденному от оков студийной системы и продюсерского диктата. Отсюда – эксперименты с киноязыком и выход за пределы устоявшихся правил киноиндустрии.


В «Забытых» нет морализаторства и четкого разделения на «хороших» и «плохих». Для тогдашнего общества такое было в новинку. Возможно поэтому многие и не приняли этот фильм.

С одной стороны, Бунюэль в своих работах обращается к темам общественного расслоения, неэффективности социальных институтов: церкви, силовых  структур, исправительной системы и т.д. С другой стороны, он показывает, что положительные и отрицательные черты встречаются у любых персонажей и независимо от их принадлежности к социальному слою. Например, начальник исправительного учреждения выказывает доверие к провинившемуся, выпустив за пределы колонии с деньгами, чтобы тот купил ему сигареты. А слепой попрошайка выступает за смертную казнь (даже если человек просто украл кусок хлеба).

Режиссер смещает проблему с индивидуальной плоскости (моральный выбор отдельного человека) в социальную плоскость (влияние общественной среды). Это прослеживается в эпизоде, где находящийся в колонии мальчик выходит за ворота с деньгами и их у него отбирают. Бунюэль словно говорит нам: социальную среду изменить сложно. Моральный выбор отдельной личности не всегда имеет значение. Проблема лежит на более масштабном уровне и связана с несправедливым общественным устройством.

Название фильма указывает на равнодушие со стороны общества, государства к жизни людей из беднейших слоев. Благотворительность – это лишь химера, иллюзия, которая не решает проблему колоссального социального неравенства.

Но дело тут не только в разрыве между богатыми и бедными. «Забытыми» оказываются дети, брошенные на произвол судьбы и вынужденные скитаться по улицам в поисках пропитания, денег и работы. Они не нужны даже своим родителям и лишены любви, заботы, внимания, ласки.

Мать, занятия тяжелым трудом в стремлении прокормить своих детей, говорит инспектору: «А за что мне любить своего сына?» и добровольно отдает его в исправительную колонию для несовершеннолетних. Кстати, так же поступают и родители «трудного» ребенка Антуана в фильме Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» – известном представителе французской «новой волны». Примечательно, что этот фильм тоже получил награду в Каннах за лучшую режиссуру.

В части визуального языка «Забытые» наследуют традициям итальянского неореализма – послевоенного течения 1940-х – 1950-х годов. В частности, речь идет об уличной съемке с  естественным освещением и неприукрашенном показе жизни социальных низов.                   Но есть и другие интересные находки. Например, когда герой смотрит прямо на зрителя и бросает яйцо, которое растекается по линзе кинообъектива. Это редкий для той поры прием слома четвертой стены, отделяющей экран и героя от зрителя.

Кроме того, Бунюэль вставил в канву повествования сюрреалистичные образы. Так, в сне Педро появляется петух, который символизирует в этом моменте связь с потусторонним миром. Тем самым режиссер соединил в одном фильме реальное и сюрреальное и выразил идею кино как сновидения.

Фильм «Забытые» Луиса Бунюэля можно рассматривать как яркий пример авторского кинематографа. Несмотря на кажущуюся простоту и лаконизм, эта остросоциальная драма внесла свой вклад в мировой киноискусство и не потеряла своей актуальности по сей день. Заданный лентой вектор обращения к изнанке социальной реальности сквозь призму сюрреализма режиссер продолжит и в своих последующих произведениях.

 

 

Ольга Агнистикова 

фото взяты из открытых источников