1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

В борьбе за "Оскар" победу одержал клоун

Дата: . Опубликовано в Тема

Фильм режиссера Тодда Филлипса «Джокер» получил премию «Оскар» за 2019 год в двух номинациях: «Лучшая мужская роль» (Хоакин Феникс) и «Лучший саундтрек». Думаю, картина глубоко засела в сердцах людей не только сюжетом и некоторыми жестокими сценами, но самим персонажем, а особенно его перевоплощением в клоуна-принца преступного мира.

Хоакин Феникс умело перевоплотился в Артура Флека. Члены съемочной группы рассказывали, что для того, чтобы вхождение в роль было более успешным, актер вел дневник. Там он писал свои мысли, которые впоследствии стали мыслями Артура Флека. Что уж говорить о смехе? Он несколько раз его репетировал. Среди всех комбинаций отбирался самый реалистичный и возможный из всех смех. Роль Хоакина будто бы писалась под него, так как никто еще так точно не отображал образ сломанного человека. Критики признали роль Феникса самой лучшей, так как он умело передал публике настроение своего героя. Мимика, манера речи, грусть в глазах, безумие от своей же слабости, сила и ее приобретение путем перевоплощения в уверенного и сильного человека.

Fenix

Кроме Хоакина было еще четыре конкурента в борьбе на номинацию «Лучшая мужская роль» 92-й кинопремии «Оскар». Это Леонардо ДиКаприо, Адам Драйвер, Джонатан Прайси Антонио Бандерас. Рассмотрим их роли и постараемся понять, почему же жюри проголосовало именно за игру Хоакина Феникса?

Леонардо Ди Каприо известен ролью Джека Доусона в фильме Джеймса Кэмерона «Титаник» (1997 год). По мнению зрителей, это довольно драматичное и трагичное кинопроизведение о любви двух молодых людей, которая все равно неизбежно потухает, когда лайнер сталкивается с айсбергом и начинает тонуть. До этого Леонардо получил «Оскар» в 2016 году за фильм «Выживший». Но в этот раз он проиграл Хоакину Фениксу в гонке популярности лишь потому, что обладатель роли клоуна-психопата сумел вжиться в эту роль, как и его предшественник, Хит Леджер, исполнивший идентичную роль в картине 2008 года «Темный рыцарь». Персонажи обоих актеров получились интересными, загадочными, запоминающимися. Хоакин Феникс даже выдвинул о Леджере целую речь, растрогавшую сердца не только знаменитостей всей Европы, но и многих звезд режиссуры, сидящих в зале.

Вообще, были даже целые концепт арты с ДиКаприо в гриме Джокера. Но образ все равно был срисован с Хита Леджера. Роль сломленного человека с тяжелой судьбой, который убивает в себе неудачника, становясь внутренне и внешне сильным, ему подходит, но явно не в картине Тодда Филлипса. Именно в фильме «Выживший» роль, словно белыми нитями, писалась под него. У Леонардо неординарная внешность. Это делает его объектом обожания представительниц противоположного пола. Предположим, он бы сыграл роль в «Джокере» 2019-го. Но получила бы картина такой же громадный успех – остается непонятным.

Перейдем к Адаму Драйверу, который не столь силен в своей игре, сколько берет своим обаянием, шармом и внешностью. Он снялся в 36-и фильмах, что есть очень хорошо для актера со всего десятилетним стажем. Но даже внешние данные и количество ролей в фильмах не помогли Драйверу заполучить Оскара. Похоже, что дело все-таки в качестве игры, так как Хоакин прямо-таки впивается, словно вампир, в каждую из своих ролей. Похоже, что Адаму в силу возраста не совсем еще хватает опыта в игре и перевоплощении. Полагаю, что он точно не смог бы вжиться в роль Артура Флека. Почему? Он слишком спокоен. По его лицу не скажешь, что у него есть какие-то проблемы. Конечно, говорят, что внешний вид обманчив, но не в случае Адама Драйвера. У него будто всегда спокойный вид. Даже, когда он злится. Похоже, что не только в опыте в игры и перевоплощения молодой актер уступает Фениксу. Внутреннее состояние души, энергетика, драйв, кайф от того, что ты играешь настолько известного злодея, что готов на все, даже немножко сойти с ума – вот, чего не хватило Адаму Драйверу для победы.

Джонатан Прайс. Здесь каждый из киноманов и просто любителей хороших фильмов затруднится назвать этого ветерана кинематографа дилетантом своего дела. Год назад был снят полнометражный фильм от кинокомпании «Netflix» «Два папы» режиссера Фернанду Мейреллиша. По сюжету к Папе Римскому приезжает кардинал, с которым впоследствии они вступают в спор, каждый рассказывает о своей жизни, случаях из нее, проникаются взаимной симпатией и учатся принимать взгляды, что отличны от их самих. Почему же исполненная Прайсом роль Папы Франсиса не возымела такого успеха, как игра Хоакина Феникса в «Джокере»? Тем более что Джонатан Прайс за 72 года своей творческой жизни снялся в стольких картинах и участвовал в стольких шоу, что закружится голова, и в глазах рябить начнет. Но, похоже, и тут ветеран старой школы кино немного подкачал, проиграв гонку все тому же Хоакину Фениксу. Неужели у поколения бальзаковского возраста больше силы и энергии, чем у поколения старой закалки и актеров новой школы кино? Вообще говоря, Джонатан Прайс будто подобран как для статных, так и для обыденных ролей. Обычный трудоголик, священник, водитель такси, разнорабочий, добрый старец или пожилой миллиардер – вот кого он мог бы сыграть. Список можно продолжать бесконечно. Роль Джокера – явно не его роль. Как и было сказано ранее, Прайсу подходят более приземленные роли. Их ведь играть тоже большое искусство. Но, похоже, этого искусства и самого мастерства не хватило для того, чтобы заполучить Оскара. Похоже, что именно возраст дает о себе знать.

Наконец, красавец-итальянец с черными волосами, мужским подбородком, стройным мускулистым телом. В общем, мужчина-загадка, мужчина-мечта. Антонио Бандерас запомнился миру как благородный рыцарь в черном облачении по фильму Мартина Кэмпбелла «Маска Зорро», а также по серии фильмов «Дети Шпионов» Роберта Родригеса. Бандерас в два раза старше, чем Драйвер. Но это не мешает ему выглядеть на все двадцать. Родовое проклятье? Особая диета? Нет, нет и нет. Обыкновенное научное объяснение – генетика! Но и тут обаятельному актеру не удалось обойти все того же, полюбившимся всем и многим, Хоакина Феникса. В сравнении с ним Антонио, так сказать снимался в более «детских» фильмах, которые рассчитаны на публику возраста 12-ти лет и даже младше. Все ведь привыкли к веселому кареглазому итальянцу, который то борется на шпагах, то пускается в путешествие с опасными шпионскими изобретениями? Естественно. Но это ведь не психологический триллер с элементами драмы и трагедии. То-то же. Есть все же с чем сравнивать. Антонио, скорее всего, больше романтический и комедийный актер, герой-любитель приключений, добивающийся своего с помощью смелости и отваги. Опять же  –  Артур Флек. Это роль для человека с конкретной внешностью, возможно, непростым характером. Не понаслышке все знают, что итальянцы, как и многие другие нации, горячи в своих высказываниях, поступках и действиях, но это больше некий импульсивный рефлекс, заложенный на уровне ДНК. Исходя из этого, сам Бандерас явно не стал бы играть подобную роль. Может, как актер он и хорош, но явно как привлекающий своими внешними данными. Есть в нем что-то такое, но не так, чтобы сказать, что прямо взрывная энергия, драйв и любовь к тому, что он делает до фанатизма, даже полу сумасшествия, полу обморочного состояния.

Образ Джокера актуален и сейчас. В первый раз он появился в комиксе «Batman #1» аж в  мае 1940-го года! Вы представляете себе размах и масштаб, концепцию для данного злодея с загадочным прошлым, которое так и не раскрыли до сих пор? А надо бы. Для людей того времени это было нечто «ненормальное», «странное», порой даже «жестокое» и «пугающее». Да и на публику с массовой культурой этот «балагур» повлиял весьма  неоднозначно. Музыкальные клипы, фанатские фильмы, даже целые теории, затрагивают неоднозначное происхождение всем известного психопата.

Даже уроженка Набережных Челнов Альбина Кабалина сняла музыкальный клип, приехав в Нью-Йорк именно на то место, которое прозвали «лестницей Джокера», исполнив при этом не только танец одной из сцен фильма, но и песню «Smile», написанную Джимми Дюранте. Она о том, что всегда нужно улыбаться, однако, мелодия полна грусти и тоски. Она стала саундтреком к фильму «Джокер» и победителем ненешнего «Оскара».

На наш взгляд, смотрится данное зрелище вполне себе органично и колоритно. Грим, костюм, мимика, ракурсы, с которых велась съемка – все это настолько поражает воображение, что хочется крикнуть: «О, мой Бог! Мой мозг трепещет!»

 

 

Шамиль ТАХАУТДИНОВ

Фото из открытых источников