1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Повод оскорбить чувства верующих?

Дата: . Опубликовано в Тема

V6fzcHKQw5s

«Страдающее средневековье» отнюдь не итоги государственных реформ после инаугурации Путина, это тема дискуссии.

8 мая в «Смене» состоялась лекция на тему «Смех не грех? Пародия на сакральное в Средние века» историка-медиевиста, соавтора книги «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии» Михаила Майзульса.

Как вы думаете, современного молодого человека может заинтересовать срез религиозной культуры Западного Средневековья? Сомневаетесь? Не стоит. 340 тысяч подписчиков на одноименный паблик «Страдающее средневековье» тому подтверждение. И разве может быть иначе? Рядовыми мемами невозможно удовлетворить вкусовые предпочтения всех социальных групп, «интеллигенции» нужны свои «поводы поорать».

 PMt44JVddQ

M907WNIAJRo

Tvv4koKjZAM

У меня не было никаких заложенных ожиданий от лекции, книги «Страдающее средневековье» я не читал, и специалистом в вопросе средневеково-христианской иконографии не являлся (ничего не изменилось).

С первых минут стало понятно, что ближайший час будет не до смеха: «Антиклерикальные маргиналии», «Звери в обличии клериков», «Уровни прочтения» одни из сотни тегов, затронутые автором, упакованные в один общий вопрос: «Есть ли место смеху в христианской идеологии?»

g23c3QGJ8ZU

Вот что автор, Михаил Майзульс, говорит нам о данном проекте: «В идейном смысле я пришел к этому проекту, задавшись вопросом о том, как работает «норма» в сакральном – средневековом или современном – искусстве. Что такое нарушения нормы? Что в разные времена разрешалось, а что не разрешалось делать с образами святых и богов? Какие новации в их изображении воспринимались как «эксперимент», а какие – сразу как скандал и богохульство? В свете нынешних карикатурных войн, историй с закрытием выставок или спектаклей и привычки религиозных активистов оскорбляться от имени своих святынь эти вопросы кажутся более чем актуальными».

С вашего позволения я приведу отрывок из книги «Имя Розы» Умберто Эко, «Второго дня. Час третий», показывающий уровни материала, анализируемого авторами лекции:

«Мы говорили о смехе, – сухо ответил Хорхе. – Комедии создавались язычниками ради понуждения слушателей к смеху, цель весьма предосудительная. Иисус Господь наш никогда не изъяснялся ни комедиями, ни баснями, но единственно – наипрозрачнейшими притчами, где поучал через аллегорию, как обрести себе царствие небесное, да будет так, во веки веков, аминь».

«Хотелось бы понять, – сказал Вильгельм, – почему вы так противитесь предположению, что Иисус, хотя бы изредка, смеялся. Я уверен, что смех наипрекраснейшее средство, подобное ваннам, для излечения гуморов и телесных недугов, в частности меланхолии».

«Ванна превосходнейшее дело, – ответил Хорхе. – И Аквинат рекомендует ванны для избавления от печали. Сия последняя может быть расценена как предосудительная страсть, когда не обращена на зло, искоренимое отважной борьбой с ним. Ваннами уравновешиваются гуморы. А смех сотрясает тело, искажает лицо и уподобляет человека обезьяне».

«Обезьяны не смеются, смех присущ одному человеку, это признак его разумности», – отвечал Вильгельм.

«Признак разумности человека – это и дар речи, однако речью можно оскорбить Творца. Не все присущее человеку добронравно. Смех свидетельствует о глупости. Смеющийся и не почитает то, над чем смеется, и не ненавидит его. Таким образом, смеяться над злом означает быть неготовым к борьбе с оным, а смеяться над добром означает не почитать ту силу, которою добро само распространяется. О чем есть в нашем Правиле: “Десятая степень послушания, се: смехотворному порыву легко не предаваться, ибо сказано: “Смех глупых точно треск хвороста под котлом”»

«Квинтилиан, – перебил мой учитель, – говорит, что из панегириков смехотворное надо исключить, торжественности ради, но в других обстоятельствах – приветствовать. Тацит одобряет иронию Кальпурния Писона, Плиний Младший пишет: “Когда же притом смеюсь, веселюсь, играю, я человек”».

Важно сказать, что материал лекции – вырезки из книги «Страдающее средневековье». Как говорится в аннотации к книге, она расскажет о том, как в христианской иконографии священное переплеталось с комичным, монструозным и непристойным, и многое из того, что сегодня кажется возмутительным святотатством, в Средневековье, эпоху почти всеобщей религиозности, было вполне в порядке вещей. Этот научно-популярный текст, охватывающий столько сюжетов средневековой иконографии, выходит по инициативе одноименного сообщества любителей истории, объединившего почти полмиллиона подписчиков.

В данный момент я не ставлю себе задачу кратко посвятить вас в суть дискурса, элементарно по причине невозможности это сделать. Всё, что я могу, это заинтересовать вас темой, как она случайно заинтересовала и меня.

Прочитав книгу, вы узнаете: какие задачи ставились средневековым художникам, и как они ломали головы над выполнением невозможного, о богословских эвфемизмах, существует ли предел религиозной фантазии; о том, чей и какой нимб выглядит более стильно, как прекрасное становится низменным, а святое ересью и многое другое.

Богдан СУТОРМИН

Фото автора; картинки из сообщества «Страдающее средневековье»